Календарь Смены

опубликовано в номере №477, апрель 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Апрель

Мемуары Герцена

«Я не еду из Лондона. Некуда и незачем... Сюда прибило и бросило волнами, так безжалостно ломавшими, крутившими меня и всё мне близкое... Здесь и приостановлюсь, чтоб перевести дух и сколько-нибудь придти в себя...»

В тоскливом лондонском одиночестве, потрясённый только что пережитой семейной трагедией, вдали от родины, куда он решил больше не возвращаться, но которую продолжал страстно любить и в великое будущее которой не переставал крепко верить, Александр Иванович Герцен начал свои «Записки Искандера».

Задуманные первоначально в пиле сжатых воспоминаний «записки» постепенно превратились в многотомное художественное повествование, которое автор писал почти до конца жизни. Свою «исповедь» Герцен-Искандер озаглавил «Былое и думы». В атом замечательном произведении гениальный писатель и мыслитель дал яркую картину русской общественной жизни 30 - 40-х годов прошлого столетия и обширную галлерею портретов исторических лиц. Немного найдётся в мировой мемуарной литературе книг, которые можно было бы по широте выраженных в них идей и по талантливости изложения поставить в один ряд с мемуарами Искандера.

Герцен приехал в Англию на исходе лета 1852 года. Двумя годами раньше правительство Николая I потребовало от Герцена, жившего тогда в Ницце, чтобы он вернулся на родину. Но он остался заграницей. «Я остаюсь здесь не только потому, что мне противно, переезжая чрез границу, снова надеть колодки, - писал он в книге «С того берега», - но для того, чтобы работать, Жить, сложа руки, можно везде; здесь мне нет другого дела, кроме нашего дела». «Остаюсь затем, что борьба здесь...»

Царский Сенат лишил А. И. Герцена всех прав в России, всё имущество его было конфисковано. Путь для приезда в Россию был теперь закрыт Герцену навсегда. Однако он не перестал чувствовать себя русским. «Я никогда не чувствовал яснее, насколько я русский, как в последние годы», - писал он в 1851 году. А в письме к французскому историку Мишле Герцен бросил фразу, ставшую крылатой: «Мыслящий русский - самый независимый человек в свете».

И вот, очутившись в Лондоне и разглядев, что ехать «решительно некуда и незачем». Герцен отдаётся размышлениям о прошлом и настоящем. В этих раздумьях, свидетельствует Искандер в мемуарах, были тяжёлые минуты, но были и другие - вне радостные, но мужественные: я чувствовал в себе силу, я не надеялся ни на кого больше, но надежда на себя крепчала, я становился независимее от всех...» Мысли его сосредоточились на родине: «Надобно было, во что бы ни стало, снова завести речь со своими, хотелось им рассказать, что тяжело лежало на сердце... И я принялся мало-помалу за «Былое и думы» и за устройство русской типографии». В начале 1853 года Герцен публикует обращение к «Братьям на Руси», в котором призывает к борьбе с русским крепостничеством и самодержавием. Спустя несколько месяцев оп основывает в Лондоне Вольную русскую типографию. И затем напротяжении многих лет Герцен (совместно с Огарёвым) издает литературно-политический сборник «Полярная звезда» и знаменитый «Колокол», беспощадно обличая на их страницах царизм и русских реакционеров.

«Былое и думы» явились вершиной герценовского творчества. Печатавшиеся частями в «Полярной звезде» и выходившие отдельными книжками, мемуары Искандера сразу же получили признание со стороны всех передовых людей того времени. Весьма характерен в этом отношении возгорженный отзыв Виктора Гюго, направленный им Герцену: «... Ваша книга восхищает меня от начала до конца. Вы внушаете ненависть к деспотизму, вы помотаете раздавить чудовище; в вас соединились смелый боец и мыслитель. Я с вами...»

А. И. Герцен родился 6 апреля 1812 года, сто тридцать пять лет назад. К сотой годовщине со дня его рождения В. И. Ленин написал известную статью «Памяти Герцена». В ней Владимир Ильич высоко оценил значение писателя, «сыгравшего великую роль в подготовке русской революции».

«Восстание декабристов разбудило и «очистило» его, - писал Ленин о Герцене. - В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя «алгебру революции». Он пошёл дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом... Герцен вплотную подошёл к диалектическому материализму и остановился _ перед - историческим материализмом».

Великая заслуга А. И. Герцена заключалась в том, что он создал вольную русскую прессу заграницей и развернул революционную агитацию. Герцен, указывал В. Й. Ленин, «...первый поднял великое знамя борьбы путём обращения к массам с вольным русским словом».

На Дальний Восток...

... Их было четыреста - молодых патриоток, подхвативших призыв Валентины Хетагуровой и решивших ехать работать на Дальний Восток - осваивать и умножать богатства края. 11 апреля 193? года, ровно десять лет назад, специальным поездом они уехали из Москвы.

Четыреста москвичей, работниц фабрик и заводов столицы, были первой группой девушек, отправившейся на Дальний Восток строить социалистические города и предприятия. Но вскоре их примеру последовали многие тысячи девушек Российской Федерации, Украины. Белоруссии, Закавказья, средней Азии. Со всех концов страны в адрес ЦК ВЛКСМ посыпались заявления от желающих поехать на стройки Дальнего Востока. В каждом городе, в каждой республике появлялись свои инициаторы этого замечательного патриотического движения нашей молодёжи. В Москве - Мария Дорушева и Елена Нищенке, па Украине - Дуся Овсянникова и многие другие.

В первую же неделю после отъезда москвичек за ними последовало более 15 тысяч девушек, в сердцах которых призыв В. Хетагуровой - ленинградской комсомолки, с 1932 года жившей на Дальнем Востоке, - нашёл живой отклик.

Ехали в одиночку, ехали целыми семьями. В семье токаря одного из ленинградских заводов Семёна Петровича Маркова три дочери захотели участвовать в преобразовании и строительстве промышленности этого «далёкого», но «близкого», по выражению В. И. Ленина, края. Старик решил переехать на Дальний Восток всей семьёй, состоящей из девяти человек.

Они приезжали в места, покрытые вековыми лесами, таящими в глубине своих недр уголь, руду, золото... Здесь, по плану великого Сталина, должны были рождаться новые города, заводы, шахты, пристани.

Они жили в землянках, но не унывали: ведь они строили будущий город! Их трудом в течение трёх лет на месте деревушки Пермское воздвигнут город юности - Комсомольск на Амуре; их руками выстроен первенец тяжёлой индустрии Дальнего Востока - металлургический завод в Хабаровске: их руками добыты многие тысячи тонн угля на шахтах Сучена.

Движение «хетагуровок» - яркое проявление патриотизма нашей молодёжи, отдающей все силы строительству новой, счастливой жизни.

Морзе

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены