Дела и дни фабзавучные

Б Либерман| опубликовано в номере №217, март 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Члены бюро ячейки переглянулись между собой.

«Неужели он?»

Парень робко перешагнул порог и вошел в комнату.

- Я может не по существу, - начал он, заметно волнуясь, - так вы того... неважно... Я только слышал, что... обсуждать будете... ребята говорили... Вот и пришел...

Это был Николай Крюков - один из активнейших членов «Малого Совнаркома», вчера уже исключенный из школы. На нем было бобриковое пальто на вате и залатанные сапоги.

- Конечно, - продолжал он, - о прощении мне не просить... сам знаю, что...

Он безнадежно махнул рукой, и на глаза навернулись слезы.

- Ты не тяни, - резко прервал его Сычев. - Что сказать хочешь - говори. Нечего нюни распускать.

Крюков был сыном рабочего инструментального завода. В школу ФЗУ он поступил недавно, месяца четыре - пять назад. Вначале учился не плохо. Ни один урок не проходил без Кольки Крюкова. Помогал товарищам.

- Я и сам не пойму, как это случилось... Спутался с Володькой и...

Николай Крюков глубоко вздохнул и медленно, путаясь в словах, рассказал, каким образом он втянулся в работу «Малого Совнаркома», как Володька Панков - товарищ по учебно - производственной бригаде - подчинил его своему влиянию, подбивая на срыв занятий, на «собачьи» встречи педагогам. Он подробнейшим образом остановился на системе и формах работы, практиковавшихся в «Совнаркоме», рассказал о травле Ефима, Эпштейна, об издевательствах над ним, о том, как они его - спящего на незавидной койке в общежитии - окатывали холодной, ледяной водой.

В бригаде Пыжикова, большой праздник. Завтра после теоретической учебы она впервые пойдет на практику не в школьные мастерские, а в цех завода. Ребята впервые столкнутся лицом к лицу с самыми настоящими станками, они впервые займут настоящие рабочие места. Шутка ли?

Скольких трудов стоило уговорить Семена Ивановича - начальника цеха - принять к себе фабзавучников! Сколько слов потрачено на то, чтобы просьбами и угрозами заставить Семена Ивановича выделить для учеников 5 станков и специального бригадира. Сколько раз приходилось тащить Семена Ивановича в цехком, партком, чтобы он пошел на уступки, понял, осознал наконец всю важность и необходимость перевода ребят в цехи после получения первоначальных производственных навыков в школьных мастерских.

Но радость бригады была, собственно говоря, несколько преждевременной. Утром, придя в цех, они нашли свои станки занятыми взрослыми рабочими. Семен Иванович разводил руками и уверял, что он здесь не при чем. Цех получил срочное задание, и он к сожалению ничего сделать не может. Если угодно, пожалуйста, - вот те два станка с краю ученики могут занять, остальных ребят он может использовать на подсобной работе.

В сердце что - то оборвалось. Радостное вол - пение, сопровождавшее ребят из школы до завода, мигом куда-то исчезло.

- Опять значит волынка.

Но делать нечего. Надо приниматься за работу.

Станки, отведенные ребятам, оказались одного возраста со всеми ребятами, взятыми вместе. На этих станках пожалуй еще английский механик Уатт обтачивал части для первого паровоза в начале прошлого столетия. Крупные неуклюжие механизмы были заправлены в допотопную станину. Детали, обтачивающие металл, вступились от времени, стерлись. На таком «блестящем» оборудовании о точности молодым токарям нечего и мечтать. Если старые высококвалифицированные рабочие могли «на - глазок» определить приблизительно правильно точные размеры обтачиваемой вещи, то для молодежи, не искушенной еще в токарном искусстве, такая задача была по меньшей мере непосильной.

Пыжиков и Горячкин пошли к станкам. Остальных троих ребят временно прикрепили в помощь взрослым рабочим. Они тотчас же занялись подвозкой металла к станкам под руководством... чернорабочего - «начальника» вагонетки. Пыжиков с помощью школьного инструктора пустил свой древний станок и начал обтачивать держатель для ручной пилочки. Семен Иванович оказался весьма «благодетельным» и распорядился выдать в распоряжение фабзавучников десяток бесформенных кусков стали, из которых надлежало вытачивать держатели.

Работа не клеилась. То ремень соскакивал, то металл неизвестно каким «чудом» выползал из своего места.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены