Скитания поэта

М Цявловский| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

В «Путешествии в Арзрум» есть такие строки: «Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу, по густой зеленой траве, орошенной росою и каплями вчерашнего дождя. Перед нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться. «Вот и Арпачай», - сказал мне казак. Арпачай - наша граница! Это стоило Арарата. Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым. Никогда еще не видал я чужой земли. Граница имела для меня что - то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по Югу, то по Северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег. Но этот берег был уж завоеван: я всё еще находился в России».

Николай I так и не пустил поэта заграницу, и ему пришлось осуществлять свою «с детских лет любимую мечту» в пределах России.

До выхода из лицея, в 1817 году, Пушкин, кроме коротких поездок в подмосковную своей бабки - Захарове съездил лишь из Москвы в Петербург. Но по окончании лицея он в течение почти двадцати лет исколесил Россию в разных направлениях, о чем красноречиво говорит прилагаемая схематическая карта путешествий поэта.

Многие из этих путешествий были следствием травли Пушкина, преследований его царским правительством. Пушкин использовал вынужденные скитания для обогащения своего творчества. Страсть к передвижениям, жадность к впечатлениям очень характерны для всеобъемлющей натуры великого нашего поэта.

Трудно преувеличить значение путешествий для Пушкина. Они не только давали ему огромное количество всякого рода впечатлений и внушали темы длинного ряда произведений: путешествия в сильнейшей степени питали в поэте чувство любви к родине. Пушкин знал и любил Россию не отвлеченно, не теоретически, а на основании большого жизненного опыта, в котором многочисленные поездки играли, конечно, первостепенную роль. Когда поэт в своем «Памятнике» пророчески писал:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык...», - то это представление о многоязычной великой России было для него жизненно реальным итогом его общений с многочисленными представителями разных народов, населяющих нашу родину.

Конечно, знание Пушкиным России не было универсальным (но кто может похвалиться таким знанием даже в наше время железных дорог, пароходов, автомобилей и аэропланов?). Севернее окрестностей Петербурга, западнее Кишинева и восточнее Оренбурга Пушкин не бывал. В Сибирь он только собирался съездить (неопубликованное свидетельство П. П. Ершова). И там не менее район поездок Пушкина огромен.

Из сотен городов, губернских и уездных, сел, деревень, местечек, аулов, уметов, почтовых станций, где живал и бывал Пушкин, особенно с ним связаны, естественно, места, в которых он бывал не проездом, а жил более или менее продолжительное время или хотя бы останавливался. Конечно, зачастую весьма трудно отделить места, через которые только проезжал Пушкин, от мест, в которых он останавливался. С этой оговоркой можно составить такой список «пушкинских мест» (в нем курсивом выделены места, о пребывании поэта в которых имеются достоверные, более или менее обстоятельные сведения).

Москва, Захарова, Петербург (ныне Ленинград), Царское село (ныне Детское село), Новоржев, Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь (ныне Пушкинские горы), Петровское (Псковская губерния), Петергоф, Приютино (близ Петербурга), Павловск, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Таганрог, Аксай, Новочеркасск, Георгиевск, Констаитиногорск, Пятигорск (при Пушкине назывался и Горячеводск), Железноводск, Кисловодск, Тамань, Керчь, Феодосия, Гурзуф, Бахчисарай, Симферополь, Кишинев, Каменка, Киев, Тульчин, Аккерман, Измаил, Одесса, Тирасполь, Вендоры, Херсон, Елисаветград (ныне Кирове), Александрия, Могилев, Колпино (Витебская губерния), Псков, Лямоново (Псковская губерния), Стехново (там же), Вязье (там же), Преображенское (там же), Камно (там же), Архангельское (Московская губерния), Опочка (Псковская губерния), Кронштадт, Стрельна, Малинники (Тверская губерния), Берново (там же), Павловское (там же), Погорелое городище (там же), Старица (там же), Орел, Пришиб, Урухское, Ардон, Владикавказ (ныне Орджоникидзе), Ларе, Коби, Квишет, Душет, Тбилиси (Тифлис), Самисский пост, Гумры, Каре, лагерь на вершине Согаилугского хребта при реке Инжасу, Караурган, Керпиней, Кассанкале, Арзрум, Полотняный завод, Остафьево, Тверь (ныне Калинин), Болдино, Кистенево, Апраксина (Нижегородская губерния), Лукоянов (там же), Плотава (Московская губерния), Торжок (Тверская губерния), Ярополец (Московская губерния), Нижний Новгород (ныне Горький), Казань, Лагашев, Симбирск (ныне Ульяновск), Языкова (Симбирская губерния), Самара (ныне Куйбышев), Оренбург, Берды (близ Оренбурга), Уральск, Саратов, Пенза, Голубово (Псковская губерния).

Более чем за сто лет, протекших с того времени, как Пушкин был в этих местах, мало что осталось в них пушкинского, и самая память о пребывании поэта с годами исчезла. Отметим, что «краеведческая пушкиниана» небогата серьезными научными трудами. Имеющиеся в ней сведения зачастую устарели. Необходимо, чтобы местные культурно - просветительные учреждения, в первую очередь краеведческие, поставили одной из основных своих задач изучение с пушкиноведческой точки зрения мест, связанных с именем великого поэта.

Не считая Москвы и Петербурга, из всех пушкинских мест самым прославленным справедливо считается Михайловское, имение матери поэта в Псковской губернии (ныне Пушкинского района. Калининской области).

Впервые приехал сюда Пушкин в июле 1817 года.

В этот приезд завязались дружеские, не прерывавшиеся до конца жизни поэта отношения его с семьей соседки П. А. Осиповой, в усадьбе которой, Тригорском (в двух верстах от Михайловского), Пушкин проводил, надо думать, большую часть времени. Тригорскому же посвятил он стихотворение «Простите, верные дубравы», где выражал желание снова придти «под липовые своды, на скат Тригорского холма». Произошло это через два года, когда в июле - августе 1819 года поэт снова проводил отпуск в Михайловском. На этот раз природа и крепостной быт дали материал для знаменитого стихотворения «Деревня», в первой части которого помещен пейзаж Михайловского и его живописных окрестностей.

В третий раз поэт приехал сюда в августе 1824 года ссыльным. В общем, за восемь пребываний в псковской деревне Пушкин прожил здесь два с половиной года. Для непоседливого поэта это довольно большой период времени. Но связь Пушкина с Михайловским измеряется, конечно, не только временем, прожитым здесь.

Пребывание Пушкина в Михайловском в ссылке в 1824 - 1826 годах - значительнейшая эпоха в его жизни и творчестве, когда определился переход поэта от романтизма к реализму.

Интерес к русской истории XVI - XVII веков возник у Пушкина, конечно, под сильнейшим воздействием впечатлений от таких памятников старины Псковского края, как остатки городища Воронича вблизи Михайловского, Святогорский монастырь, Опочка, Остров и самый Псков. Все эти места, свидетели военных и политических событий XVI - XVII веков, чрезвычайно содействовали тому настроению, в котором создавалась трагедия «Борис Годунов». Недаром Пушкин в подражание заглавий летописных сказаний XVII века придумал такое название своей трагедии: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве - писано быть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче».

Но Михайловское с его окрестностями влекло мысли Пушкина не только в позднее русское средневековье. В нескольких верстах от усадьбы находилось Петровское, имение брата деда поэта, Петра Абрамовича Ганнибала (1742 - 1826), одного из сыновей «арапа Петра Великого». Этому Ганнибалу Пушкин представлялся летом 1817 года. Рассказы самого П. А. Ганнибала, соседей и дворни переносили Пушкина в XVIII век и укрепляли в нем то «сознание рода», которое было так присуще поэту. От старика Пушкин получил рукопись (на немецком языке) биографии прадеда поэта. Эта рукопись послужила главным источником для исторического романа Пушкина «Арап Петра Великого».

В тесной связи с интересом Пушкина к истории стоят его занятия фольклором.

Пушкина можно считать первым собирателем произведений народной поэзии в их подлинном виде. Из записанных поэтом народных песен сохранилось пятьдесят. Где, от кого и когда были записаны эти песни, остается неизвестным, но известно, что начало собиранию было положено в Михайловском. Несомненно, большую роль в занятиях народным творчеством сыграла няня поэта Арина Родионовна. Ее сказками увлекался Пушкин, записавший (в ноябре 1824 года) со слов Арины Родионовны семь сказок. Возможно, что и сказку, обработанную Пушкиным в балладу «Жених», он слышал тоже от няни. В «Зимнем вечере» поэт просит ее петь ему песни. Имеются сведения, что Арине Родионовне Пушкин читал народные сцены «Бориса Годунова», желая знать ее мнение об их языке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены