О Пушкине

Максим Горький| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы помещаем отрывок из статьи основоположника пролетарской литературы Максима Горького о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

30 лет назад Максим Горький задумал создание «Истории литературы для народа». Горький написал для этой истории несколько характеристик выдающихся русских писателей. Помещаемый ниже отрывок – из числа этих работ Алексея Максимовича.

... Пока Пушкин шел тропой романтизма, протоптанной до него, пока он подражал французам, Байрону, Батюшкову, Жуковскому, - общество, замечая его удивительный талант, ценя музыку нового стиха, одобрило поэта. Но как только он встал на свои ноги и заговорил чистым русским, народным языком, начал вводить в литературу народные мотивы, обыденную жизнь, стал изображать жизнь реально, просто я верно, - общество стало относиться к нему насмешливо и враждебно, чувствуя в нем строгого судью, беспристрастного свидетеля русской пошлости, невежества и рабства, жестокости и холопства перед силой власти.

Про него говорили, что ссылка в Сибирь заменена ему ссылкой в Одессу, потому что он позволил себя высечь. В Одессе его травили, рассматривая как ссыльного, мелкого чиновника, не считаясь с его дарованием, - он озлоблялся и был вынужден «противопоставлять табели о рангах то демократическую гордость таланта и ума, то свое 600 - летнее дворянство».

В семье к нему относились подозрительно и грубо: отец даже однажды обвинил поэта в покушении на убийство, что грозило каторгой.

Его травил Булгарин, искажала цензура, Бенкендорф преследовал выговорами. Стихотворения «Моя родословная». «На выздоровление Лукулла» И насмешливые четверостишия вызвали, наконец, непримиримую злобу к поэту, ловкие люди искусно раздували общее недоброжелательство к нему, наконец, против него была пущена в ход клевета, и - вскоре его застрелили.

Его судьба совершенно совпадает с судьбой всякою крупного человека, волею истории поставленного в необходимость жить среди людей мелких, пошлых и своекорыстных - вспомните Леонардо да Винчи и Микель Анджело. Пушкин для русской литературы - такая же величина, как Леонардо для европейского искусства. Мы должны уметь отделить от него то, что в нем случайно, то, что объясняется условиями времени и личными, унаследованными качествами - все дворянское, все временное - это не наше, это чуждо и не нужно нам.

Но именно тогда, когда мы откинем все это в сторону - именно тогда перед нами и встанет великий русский народный поэт, создатель чарующих красотой и умом сказок, автор первого реалистического романа «Евгений Онегин», - автор лучшей нашей исторической драмы «Борис Годунов» - поэт, до сего дня никем не превзойденный ни в красоте стиха, ни в силе выражения чувства и мысли, поэт - родоначальник великой русской литературы.

Повторим еще раз его самохарактеристики - они поучительны, как взгляд поэта на задачи его в жизни:

«Ревет ли зверь в лесу глухом.

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом,

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И кичку сельских пастухов -

И шлешь ответ:

Тебе ж нет отзыва... Таков

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Попытка бегства

Глава из романа «Пушкин в Михайловском»