Мятежная жизнь

В Шиловский| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Предупреждаю читателей, что я не пушкинист и не занимался специально биографией великого поэта. То, что я пишу, написано не исследователем, а внимательным читателем. Многое здесь все же будет спорным.

По отцу Александр Сергеевич Пушкин происходит из довольно знатного, но захудалого дворянского рода.

Родословные русских дворянских домов, вообще говоря, спорны и редко достоверны. Пушкин производил свой род от прусского выходца, Радши, приехавшего в Россию при Александре Невском.

Отец Александра Сергеевича Пушкина Сергей Львович получил хорошее образование.

Это был расточительный и в то же время болезненно скупой человек. У него не хватало энергии на свои собственные дела, зато он усердно занимался чужими. Сергей Львович рано разорился, и Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, на Немецкой улице, в доме, переделанном из какой - то конторы, родился в обстановке, почти бедной и безалаберной.

Со стороны матери Пушкин - негр или абиссинец. Вот что писал об этом сам поэт:

«Автор со стороны матери происхождения африканского. Его прадед Абрам Петрович Аннибал на 8 - м году своего возраста был похищен с берегов Африки и привезен в Константинополь. Российский посланник, выручив его, послал в подарок Петру Великому, который крестил его в Вильно...»

Мать Пушкина в тогдашнем обществе называли «прекрасной креолкой». Она была капризна, вспыльчива и упряма.

Дядя поэта Василий Львович был известным поэтом своего времени с большими литературными связями.

В то время в Царском селе, во флигеле дворца, который освободился, когда вышли замуж все великие княжны, было решено открыть императорский лицей на 50 воспитанников.

В 1811 году лицей открыли. Его задачей было воспитывать из дворян будущих крупных чиновников.

Так как дело шло о том, чтобы освободиться от лишних хлопот и семейных обязательств, то Сергей Львович и Василий Львович нашли в себе силы на хлопоты и Пушкин был отдан в это привилегированное учебное заведение.

В лицее учили неплохо, но бессистемно. Среди преподавателей были молодые люди, недавно вернувшиеся из лучшего тогда в Европе Геттингенского университета.

По тетрадкам друзей Пушкина, по их дневникам видно, чем тогда интересовались лицеисты.

Будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер составлял для себя словарь, суммируя правила поведения, которыми надо будет руководиться в жизни. Вот выписка из словаря:

«Рабство.

Несчастный народ, находящийся под ярмом деспотизма, должен помнить, если хочет расторгнуть узы свои, что тирания похожа на ярмо, которое суживается от сопротивления. Нет середины: или терпи, как держат тебя на веревке, или борись, но с твердым намерением разорвать петлю или удавиться. Редко, чтобы умеренные усилия не были пагубны».

Лучшие из декабристов боролись до конца и погибли.

Лицеисты ощущали историю. Шли наполеоновские войны. Большая дорога пролегала мимо Царского села.

Царское село, резиденция государя, было полно трепетом, надеждами, вестями о неудачах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены