Читайте Пушкина

А Косарев| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через несколько месяцев наша страна будет отмечать столетие со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Бессмертно пушкинское творчество, и, подобно творениям Шекспира, Гете, Бальзака, оно являет собою вечно живой, неисчерпаемый источник духовного обогащения нынешних и грядущих поколений человечества. «Евгений Онегин», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и сотни других пушкинских произведений - каждое из них - драгоценный, немеркнущий сплав мысли, чувства и благородного вдохновения.

Стихи Пушкина, написанные сто с лишним лет назад, волнуют нас так же глубоко и сильно, как волновали многих его современников, а подчас и еще глубже, еще сильнее, потому что мы видим в них то, что было доступно взору лишь немногих блестящих умов того времени.

Только теперь, в сталинскую эпоху, в эпоху грандиозного подъема материальных и культурных сил советского общества, только теперь слава Пушкина стала подлинно всенародной славой.

Почти никто, за редким исключением, в русской поэзии до Пушкина и даже после него не отразил жизни своей страны в таких волнующих, захватывающих художественных образах, как это сделал его творческий гений.

«И что же это за стих! - писал о произведениях Пушкина великий русский критик В. Г. Белинский, - античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем вое богатство мелодий и гармонии языка и ритма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения. Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих - и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина».

Пушкин ярко осветил взаимоотношения людей в современную ему эпоху. Он зорко видел и навсегда заклеймил в своих творениях мишурную пустоту, холодное бездушие и омерзительную тупость современного ему дворянского общества, так называемого «высшего света». Передовой человек своего времени, он живо откликался на все прогрессивные идеи. Не кто иной, как Пушкин, в своем знаменитом послании «В Сибирь» воспел подвиг декабристов.

Произведения этого великого русского писателя помогают нам узнать прошлое, раскрывают перед нами быт и нравы людей того времени. С непревзойденным мастерством Пушкин изобразил многие черты человеческой природы, создал бессмертные художественные образы. Известно, как Владимир Ильич Ленин глубоко ценил и любил Пушкина. В своих воспоминаниях Н. К. Крупская рассказывает:

«Я привезла с собой в Сибирь Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Владимир Ильич положил их около своей кровати, рядом с Гегелем, перечитывал их по вечерам вновь и вновь. Больше всего он любил Пушкина».

Пушкин - это целая эпоха в развитии русской культуры. Исследования его творчества ведутся на протяжении целого столетия. Особенного размаха и глубины они достигли в наше время, когда освобожденные от капиталистического рабства и неволи народы Советского союза по - настоящему оценили всю изумительную силу пушкинского гения.

Великий сын великого русского народа, гениальный мастер художественного слова, друг декабристов, борец за правду и разум, Пушкин вошел в нашу эпоху как современник. Он больше наш современник, чем был современником своему поколению и своему обществу сто лет тому назад!

«Равнодушие к жизни», «преждевременна», старость души» - эти, по мнению Пушкина, «отличительные черты молодежи XIX века» ему самому нисколько не были свойственны. Людские страсти и драмы, все разнообразие человеческих переживаний, картины природы, борьба социальных сил, размышления о судьбах истории - все это нашло свое отражение в его лирике, горячее дыхание которой волнует и долго будет волновать людей. Для Пушкина - поэта не было ни географических, ни исторических границ. Древняя Греция, Рим, Испания, Италия, Турция, Польша, древний и новый Восток изображались им с одинаковым проникновением в обычаи и «местный колорит» различных стран и времен.

Никто в поэзии до Пушкина и после него так щедро не обогатил русскую культуру, как он, этот величайший поэт своей страны. Он был действительным создателем русского литературного языка, он завоевал для родной литературы почетное место в мировой художественной культуре.

Он вырос среди знати, презирающей родной язык, среди людей, от которых, по слову другого гения русской литературы - Н. В. Гоголя, «...не услышишь ни одного порядочного русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь, и наделят даже с сохранением всех возможных произношений, по - французски, в нос и картавя, по - английски произнесут, как следует птице, и даже физиономию сделают птичью и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии; а вот только русским ничем не наделят, разве из патриотизма выстроят для себя на даче избу в русском вкусе». Пушкин полюбил могучий и прекрасный наш язык, подготовил его к той великой роли, какую он играет в наши дни.

Произведения Пушкина - это неисчерпаемое богатство человеческой речи. Пушкин был создателем великолепного, гибкого, выразительного русского литературного языка. Он сообщил русской литературной речи дух народности, обогатил язык неисчислимым количеством слов, взятых из народной речи. Он вобрал в литературу жемчужины поэзии народных сказочников. В этом одна из его исторических заслуг перед культурой нашей страны.

Чтение произведений Пушкина обогащает речь нашего молодого человека, делает ее культурной. Незачем греха таить: язык у некоторой части нашей молодежи, и в частности у некоторых комсомольских активистов, весьма тяжеловесен и засорен канцелярскими оборотами. Косноязычие - род недуга, и этим недугом страдают и некоторые наши комсомольские газеты.

Многие молодые люди хотят стать литераторами, писателями. Похвальное стремление! Сталинская партия делает все, чтобы облегчить им осуществление этого стремления. Но все ли необходимое делают сами молодые люди, желающие стать настоящими писателями, а не только одними из тех, достойных сожаления людей, которые всю свою жизнь лишь «подают надежды»? Все ли они делают, чтобы овладеть высокой культурой писательского труда?

Школою для них должно быть творчество Пушкина. Нельзя стать мастером литературы, не зная Пушкина! Пушкин - образованнейший человек своего времени, человек, обуреваемый благородной жаждой знаний, - образец для писательской молодежи.

Как и все великие художники, Пушкин был реалистом. Реалистический метод изображения действительности позволил ему дать незабываемые и непревзойденные по своей яркости картины русской жизни в «Евгении Онегине». В. Белинский писал, что этот роман есть «поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены