Военный словарь

опубликовано в номере №355, март 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Маневр. Победа в бою достигается искусными действиями. Боец, подразделение, часть всегда стараются в бою занять наиболее выгодное положение, которое позволило бы с максимальной эффективностью применить оружие, использовать мощь огня, наиболее сблизиться с врагом, нанести ему удар в самое уязвимое место. В зависимости от обстановки и боевой задачи подразделение (часть) передвигается, меняет место своего расположения, иначе говоря, - совершает маневр.

Противник, конечно, будет оказывать противодействие, в первую очередь - своим огнем. Следовательно, для того чтобы успешно произвести тот или иной маневр, необходимо подавить или ослабить противодействие врага. Этого можно добиться умелым применением огневых средств.

Сочетание движения и огня - важнейший элемент всякого маневра. Кроме того, очень важно, чтобы передвижение производилось скрытно, незаметно для врага.

Таким образом, маневр - это передвижение, в результате которого подразделение (часть) ставит себя в выгодное положение для выполнения боевой задачи.

Охват. Этот вид маневра заключается в одновременных действиях с фронта и по флангу противника; при этом между охватывающими и наступающими с фронта подразделениями сохраняется огневая связь, т.е. они могут поддерживать друг друга своими огневыми средствами.

Охват фланга противника даже мелкими подразделениями и отдельными бойцами дает наступающему большие выгоды: он позволяет вести по противнику фланговый огонь.

Обход. Здесь имеются в виду обособленные действия по флангу или тылу противника. При обходе подразделение (часть) не имеет непосредственной огневой связи с подразделениями, действующими с фронта.

Этот вид маневра дает еще большие преимущества, чем охват. Он вынуждает противника вести борьбу на два фронта и, отрезая его подразделениям пути отхода, создает угрозу уничтожения его живой силы. Обходы широко применяются сейчас частями Красной Армии в наступательных боях против засевших в обороне немецко - фашистских войск.

Прорыв. Может быть такое положение, когда у обороняющегося противника не удастся обнаружить открытых флангов и поэтому нельзя будет применить ни охвата, ни обхода. В таких случаях приходится производить прорыв обороны с фронта, после чего вклинившиеся в оборону части развивают успех в сторону и в глубину с применением охватов и обходов. Прорыв требует от наступающего тщательной подготовки. Серьезное внимание должно быть уделено организации взаимодействия между пехотой, артиллерией и танками.

В осуществлении прорыва особенно велика роль артиллерии. Только ее огонь способен сокрушать укрепления современной обороны. Артиллерия наступает вместе с пехотой и поддерживает ее своим огнем до тех пор, пока оборона противника не будет взломана на всю ее глубину.

Своими действиями артиллерия расчищает путь пехоте.

Окружение. Окружение достигается тем, что одновременно с фронтальным наступлением производятся охваты или обходы флангов я тыла противника. Это самый эффективный вид маневра. При удачном проведении его может быть достигнуто полное уничтожение сопротивляющихся войск противника.

В нынешней войне части Красной Армии нередко применяют окружение. Широко известно об успешном окружении нашими войсками 16 - й немецкой армии в районе Старой Руссы.

Отход. Отход производится в тех случаях, когда подразделению (части) необходимо временно оторваться от противника.

Иногда нужно выиграть время и сохранить свои силы. Для этого часть (подразделение) отходит на новую позицию и вынуждает противника снова наступать под огнем. Отходящая часть пользуется каждым удобным случаем, чтобы наносить врагу короткие удары. В результате наступающий противник несет большие потери.

В других случаях некоторые подразделения (части) отходят фронтально и увлекают за собою противника, а остальные подразделения, отведенные в косом направлении, наносят наступающему противнику удары во фланг и тыл. Иногда отход организуется с таким расчетом, чтобы подвести наступающего противника под фланговый огонь и удар соседних частей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены