Незабываемые минуты

М Ромм| опубликовано в номере №318, июнь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выйдя на поле, футболисты сразу ощутили могучий ток, исходивший от переполненных трибун. В такие дни не играют плохо. В такие дни даже посредственные игроки обнаруживают у себя неожиданные запасы сил, мастерства, воли к победе.

И с самого начала, с той минуты, когда раздался свисток судьи и Пайчадзе легким движением ноги послал мяч своему соседу, игра пошла в полную силу. Волна атаки метнулась к воротам «Торпедо», отхлынула, разбившись о защиту, и покатилась на сторону тбилисцев. Шота Шавгулидзе, капитан тбилисского «Динамо», преградил путь левому крайнему «Торпедо» и послал мяч вперед. Его принял маленький, коренастый правый крайний Дзеджелава. Верткий и быстрый, он обошел левого защитника «Торпедо» и неудержимым ударом послал мяч в ворота. Прошло всего две минуты игры, а на доске тбилисцев ноль уже сменился цифрой «1».

Острые продольные атаки «Торпедо» тянулись к воротам тбилисского «Динамо».

Эти атаки походили на удар трезубцем: двое крайних и средний нападающий выдвигались к воротам тбилисцев. Полусредние отставали. Они вели мяч, оттягивали на себя защиту и затем посылали мяч вперед острой продольной передачей. В точности этих далеких посылов, выводивших трех передних игроков сразу на прорыв к воротам, и заключалась опасность торпедовских атак. Это было пресловутое «дубль - ве», новая тактическая система, изобретенная английским профессиональным клубом «Арсенал».

Иначе играли тбилисцы. Они атаковали лавой. Пятерка нападающих продвигалась развернутым строем, сплошной стеной. Трое полузащитников шли за ними, образуя как бы вторую волну атаки, и даже защитники продвигались вперед, оттесняли противников от ворот, угрожая поставить их «вне игры».

Шквал атаки обрушивался то на одни, то на другие ворота.

По составу игроков тбилисское «Динамо», несомненно, сильнее «Торпедо». Но торпедовцы выровняли эту разницу преимуществом в тактике. Однако в одном случае эта разница была слишком велика: левому защитнику «Торпедо», долговязому, медлительному и недостаточно опытному, пришлось играть против сильнейшего игрока тбилисцев, стремительного, неудержимого Дзеджелавы. Тбилисец обвел своего противника и забил второй мяч. А потом еще Пайчадзе удался редкий по трудности удар с воздуха.

До конца тайма оставалось 12 минут, «Торпедо» проигрывало со счетом 0: 3. Оно не выдержало экзамена, срезалось на том своеобразном испытании, которое представлял собой сегодняшний матч. Торпедовцы, еще год назад игравшие в группе «Б», в этом сезоне с первых же игр спутали все карты, опрокинули все прогнозы: они выиграли у московского «Спартака» и «Металлурга» и разгромили со счетом 5: 1 мастеров киевского «Динамо». И затем после блестящих успехов - неожиданный срыв, проигрыш сравнительно слабой команде тбилисского «Локомотива».

Матч с тбилисским «Динамо» должен был дать, наконец, настоящую меру силы и класса молодой команды.

Бухтеев, тренер «Торпедо», стоял за лицевой линией у ворот своей команды неподвижно, слегка расставив ноги и заложив руки за спину. Так простоял он, не шелохнувшись, с самого начала матча.

Это он, Бухтеев, перестроил игру «Торпедо» по новой тактической системе. Уже давно, сравнивая и сопоставляя, он пришел к твердому выводу о преимуществах «дубль - ве».

Но проигрыш оставался проигрышем со всеми своими последствиями: с потерей очков, с потерей игроками уверенности в своих силах и, главное, в правильности примененной им, Бухтеевым, тактической системы.

Бухтеев отлично понимал, что положение безнадежно. Нельзя отыграть три мяча у таких сильных противников. Мало того, Бухтеев знал, что отыграться его команда могла только в оставшиеся до перерыва 12 минут. Только один тайм можно держать такой темп, играть с таким подъемом. Вторая половина матча пройдет, по всей вероятности, вяло, не даст результатов.

И все же Бухтеев не терял надежды, что «Торпедо» отыграется. Его опытный глаз заметил, что только сейчас команда нашла ту предельную точность передач, без которой «дубль - ве» теряет свою остроту. Натиск торпедовцев не только не ослабевая, он усиливался. Этот натиск ощущался и зрителями. На трибунах царила все та же напряженная тишина, интерес к игре не ослабевал, как это бывает в тех случаях, когда исход матча определился.

И Бухтеев смотрит вперед, в поле, где, преодолевая сопротивление противника, его команда упорно развертывает пружину своих атак.

Мяч послан Синякову, среднему нападающему «Торпедо». И, учтя положение, левый полусредний Петров внезапно покидает свое место позади передней тройки и выдвигается вперед. Продольный пасс, рассчитанный с непогрешимой точностью, выводит его к воротам тбилисцев. Петров бьет, и напрасно бросается на землю вратарь тбилисцев Дорохов: мяч проходит над ним и останавливает свой полет в сетке.

Тренер Бухтеев впервые выходит из своей неподвижности. Он круто поворачивается, делает несколько шагов вдоль линии, возвращается обратно и снова застывает в той же позе. Прекрасной режиссерской находкой были бы в футбольном фильме эти несколько шагов тренера, эта разрядка огромного нервного напряжения.

Трибуны гремят долгой овацией. Успех торпедовцев заслужен.

Тбилисцы начинают с середины. Тяжелым таранным ударом пробивают они полузащиту «Торпедо», подходят к воротам, и лишь в последнем усилии вырывает у них защита торпедовцев мяч. Он послан вперед, в поле. Его получает Синяков, стоя лицом к своим воротам, спиной - к воротам тбилисцев.

Не останавливая мяча, не поворачиваясь, он передает его дальше вперед. Там должен быть Петров, если только он снова правильно учел положение, понял его, нащупал верный путь. И Петров оказывается на месте, и комбинация, принесшая первый успех торпедовцам, повторяется. Снова отчаянный прыжок Дорохова, на этот раз в верхний угол, - и снова мяч в воротах тбилисцев. Счет 3: 2.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены