Подвиг страны

Евг Кригер| опубликовано в номере №294, июнь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одежда. Ее особенно придирчиво выбирали зимовщики. Папанин раздобыл 150 отборных шкур. Ширшов внимательно осмотрел их и выбрал 50 самых лучших. Зимовщикам сшили малицы мехом внутрь и хухры мехом наружу. На тело надевается шелковое белье, чтобы надетое поверх него шерстяное не раздражало кожу. Чулки меховые. Валенки пришлось специально заказывать, так как самые большие из существующих размеров на чулки не налезали. На головы ушанки из пыжика либо из россомахи. Все это прочно и удобно. Ведь зимовщикам придется работать в палатке, не снимая меховой одежды, так как отапливать жилье не удастся: понадобилось бы слишком много керосину.

Продовольственные запасы на год заготовил для четырех зимовщиков Московский институт инженеров питания. Все запасы запаяны в металлических банках, по 45 килограммов каждая. В одной банке продукты на 7 - 8 дней для четырех человек. Все здесь питательно, компактно и очень мало весит. Зимовщиков снабдили в общей сложности 3 тысячами битых кур. Понадобилась бы целая эскадрилья, чтобы перевезти 3 тысячи кур на полюс. Но из кур приготовлен порошок - экстракт. Кроме того, в таблетках же заготовлены щи, борщи, гороховые и перловые супы. Кисель, компот, какао, кофе также в таблетках. Зимовщики не собираются проводить опыты «концентрированного питания», поэтому их снабдили и натуральными продуктами. Совхоз «Ленинские горки» приготовил зимовщикам отличную свиную колбасу. Фабрика детского питания имени Бельского доставила 150 килограммов пельменей и 100 килограммов мяса для свиных и говяжьих отбивных котлет. 500 лимонов пошло на изготовление лимонного сока. Сока оказалось ни много ни мало - 10 килограммов. Два раза в день зимовщики рассчитывают получать горячую пищу. Они взяли с собой примуса с бесшумными горелками. Запас топлива ограничен. В сутки придется тратить не больше 1 1/2 килограммов. Сюда входят топливо, керосин для кухни и бензин для радиостанции. Купаться зимовщикам, понятно, не придется. Чтобы получить ведро воды, нужно растопить 7 - 8 ведер снега, а топлива для этого не напасешься. Папанин утешил зимовщиков тем, что раз в десятидневку, во время обработки научных материалов, палатку удастся обогреть, и тогда можно будет, воспользовавшись теплом, обтереть тело спиртом.

Чудеса изобретательности пришлось совершить, чтобы сконструировать легкую, но надежную радиостанцию, оборудование для астрономических и гидробиологических работ, лебедку для подъемов проб воды из разных глубин Ледовитого океана. Сумели воспользоваться содействием ветра, который раньше был только злейшим врагом полярных путешественников. Сделали ветряк, использующий энергию ветра для добывания электрической энергии. Зато лебедку для подъема проб из глубин океана пришлось рассчитать на человеческую энергию.

- Страшна не зимовка, страшна подготовка, - повторял Папанин.

И вот подготовка была закончена. К этому времени Главсевморпуть оборудовал на далеком, самом северном из советских островов - острове Рудольфа - мощную базу экспедиции.

И вскоре воздушная эскадра большевиков, взяв старт в Москве, покрыла 3 тысячи километров и опустилась на аэродроме о. Рудольфа. Летчик Головин совершил разведочный полет над полюсом. 21 мая поднялся в воздух первый самолет - «СССР Н - 170». Вел его флагман летного звена экспедиции Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. В кабине самолета, кроме членов экипажа, находились четыре зимовщика, которых сопровождал полярный академик Отто Юльевич Шмидт, всегда считавший своим долгом принимать личное участие в самых ответственных и опасных работах многочисленных полярных экспедиций.

Самолет летел над облаками. Вскоре над ним появился второй слой облаков. Самолет уверенно шел к полюсу. Механики выходили на крыло осматривать моторы. Через некоторое время они заметили, что из флянца, в верхней части радиатора, просачивается незамерзающая жидкость, заменяющая воду. Механик Бассейн доложил Шмидту о том, что через час один из моторов может выйти из строя.

- Исправить можно?

- Только на земле.

Шмидт подумал и сказал:

- Садиться сейчас нельзя, все закрыто облаками. Постараемся дотянуть ближе к полюсу.

Он был абсолютно спокоен.

Доложили Водопьянову. Он сразу учел всю серьезность положения. Прислушался к моторам. Они гудели дружно, стараясь изо всех своих «лошадиных» сил. Водопьянов решил лететь дальше, но просил не волновать неприятным сообщением остальных членов экипажа: Спирина, Бабушкина и Папанина. Самолет продолжал свой путь. Спирин определял местонахождение воздушного корабля и дальнейшее направление полета. Водопьянов продолжал вести самолет вслепую в сплошном тумане. Каждую минуту он ждал остановки мотора. Только после посадки узнал, что Бассейн, Морозов и Петенин берегли драгоценную жидкость несколько необычным путем. Обмораживая руки на бешеном морозном ветру, они прикладывали к трубе тряпку в том месте, где обнаружилась течь, потом выжимали ее и так перекачивали собранную жидкость обратно в бачок мотора. Мотор работал, героический самолет упорно приближался к полюсу.

В 11 часов 35 минут Водопьянов совершил блестящую посадку на лед.

Вскоре установлена была радиосвязь с материком, а затем - с Москвой. Через пять дней с острова Рудольфа вылетели к полюсу три самолета. Вторым летным звеном командовал Герой Советского союза Василий Молоков. Он опустил свой воздушный корабль в том самом пункте, куда отошла за эти дни дрейфующая льдина с лагерем Шмидта. Водители двух остальных самолетов, пилоты Алексеев и Мазурук, совершили посадку поблизости. Через несколько дней Алексеев прилетел к лагерю зимовщиков. Еще через некоторое время к воздушной эскадре присоединился и Мазурук.

На льдине вырос переулок из палаток и снежных строений. Станция «Северный полюс» существовала, работала и посылала на Большую Землю метеорологические сводки.

Настала минута прощания участников экспедиции с зимовщиками. 4 самолета поднялись в воздух. 4 человека остались на льдине. Самолеты шли к острову Рудольфа. Дрейфующая льдина уносила зимовщиков к западу. Они работали. Они приводили в действие привезенную Мазуруком лебедку. 2 часа 40 минут длилось опускание. 6 часов продолжался подъем пробы, взятой со дна океана. И тогда советские зимовщики сообщили на материк о том, что впервые человечеству стала известна глубина океана в районе Северного полюса. Она равнялась 4290 метрам.

Так Советская страна начала свою работу на полюсе, так увенчался успехом грандиозный план, в обсуждении которого личное участие принимал товарищ Сталин. Во время доклада тов. Шмидта в Кремле товарищ Сталин принес глобус и попросил показать ему маршрут экспедиции. Товарищ Сталин подробно расспросил о методах организации смелого перелета, о перспективах научной работы на полюсе. Только выяснив все обстоятельства до конца, дал он свое согласие на осуществление вдохновенного плана.

И теперь мы застаем героев в той самой точке земного шара, которую Шмидт показывал на глобусе товарищу Сталину. Советский флаг реет над Северным полюсом.

Это подвиг не только отважных участников экспедиции: это подвиг страны, которая сумела их воспитать. Они учились у нее дерзать. И они победили.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены