На пути к большому исскуству

Ю Нейман| опубликовано в номере №299, ноябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выставка самодеятельного искусства

Талантливейший художник и страстный мечтатель, голландец Винсент Ван-Гог писал некогда своему другу, что картины, способные поднять живопись на должную высоту, «превосходят возможности отдельной личности, они будут созданы, по всей вероятности, группами людей, которые сплотятся для воплощения общей идеи».

Ван-Гог мечтал об искусстве, пронизанном одной большой идеей, о великом искусстве. Едва ли кто еще из живописцев конца XIX века ощущал с такой остротой трагичность судьбы художника в хаосе капитализма, вынуждающего его довольствоваться изображением какой-нибудь случайно выхваченной частицы, атома этого хаоса. Отдельные вещи и отдельные лица, интересные своими контурами или колоритом, - вот искусство конца XIX века. Написанные мастерски мелочи.

Не будем заблуждаться. Многим художникам, вещи которых показаны в павильоне Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, еще далеко до мастерства. Эти картины и скульптуры в большинстве своем - только опыты, начало, первые шаги по трудному и извилистому пути искусства. Но даже самые неумело сделанные, самые наивные из экспонатов, помещенных здесь, отмечены стремлением к большой теме, теме, которая объединяет всю выставку, превращая ее в некое стройное целое.

Единство отнюдь не означает однообразия. Трудно себе представить большее богатство сюжетов, жанров, художественных манер, методов и способов выполнения, чем те, что представлены на этой выставке! Здесь не только масло, акварель, уголь, карандаш, но и нитки и пестрые кусочки материи: аппликации и превосходные художественные вышивки архангельских домохозяек являются бесспорным украшением павильона.

Разнообразны персонажи картин: большеглазые украинки, изжелта-смуглые узбеки в пестрых халатах, ненцы на лыжах. Над колосящимися полями и строящимися заводами, над многоэтажными домами, над юртами все оттенки голубой краски: от густого, южного, почти синего, до бледных зеленоватых холодных тонов.

Небо Севера! Оно привлекает внимание многих участников выставки. Краснокрылый самолет над нагромождением льдин и торосов, белый медведь, с удивлением рассматривающий невиданное явление, - вот сюжет картины Силина «Сталинский маршрут». Тему как бы подхватывает Озеров, вещь которого, посвященная завоеванию Северного полюса, носит название «Сталинский маршрут продолжен». «Зимовщиков на Северном полюсе» пишет девятнадцатилетний Михайлов. Красный флаг над полюсом, лица Шмидта, Водопьянова, Папанина, Кренкеля, эпизоды челюскинской эпопеи изображены на целом ряде больших и малых полотен.

Художников волнуют и другие темы. Картина ленинградца Андреева называется «Утро 2 декабря 1934 года». Рабочие читают расклеенные газеты с сообщением о подлом убийстве Кирова. Один рабочий обращен лицом к зрителю. Руки его сжаты в кулаки, глаза сверкают гневом. Весь он олицетворенный призыв к возмездию и беспощадной ненависти к врагам.

Больше и обстоятельней всего рассказывает выставка о радостных буднях нашей страны. Работу и отдых в колхозе показывают залитые солнцем, жизнерадостные картины Серова, Канашкина, Аверина («Проводы призывников»). О жизни завода рассказывают Косогоров в картине «Орденоносец Шестаков инструктирует стахановцев» и Калагуев («Доменный цех»). Десятки полотен посвящены темам спорта и отдыха молодежи: солнечному пляжу, синему морю, горячему небу.

Под ярко-зеленым ветвистым деревом смуглые люди обсуждают проект Сталинской Конституции. Виноградные лозы вьются по земле. Корзины наполнены доверху гроздьями винограда. Знойный день. Грузия...

Элементы реальности и сказки фантастически соединены в картинах колхозника Марадашвили. Три пастуха с добродушно-лукавыми и счастливыми лицами беседуют друг с другом. У ног их не-то розы, не-то какие-то другие пышные небывалые цветы.

Фантастичны эти цветы, фантастичны деревья, отягощенные желто-розовыми наливными плодами, сказочно ущелье, где слушают песню табунщика зачарованные лошади, лебедь и прибежавший заяц, но реально ощущенье радости, счастья, довольства, которыми исполнены эти картины. Эти вещи закончены и в своем роде совершенны. Искусство Марадашвили - древнее народное искусство Грузии, расцветшее под солнцем наших дней.

Родина - вот тема, объединяющая все экспонаты выставки; наша родина - родина человеческого счастья. Об ее доблестном прошлом рассказывают портреты партизан, эпизоды гражданской войны, большая вещь художника-самоучки Богаткина «Чапаев в бою». Об огромной любви к тем, кто ведет нашу страну от победы к победе, свидетельствует целая галерея портретов и скульптур. Жизнь товарища Сталина вдохновляет большинство молодых художников, представленных на выставке.

Немало картин посвящено жизни Красной армии, охране границ нашей родины. И рядом с мужественными лицами и фигурами наших пограничников помещено полотно «Испания в дозоре». Это не случайность. Влево от «Чапаева в бою» висит картина «Пасионария ведет в бой». С любовью и волнением выписывает художник лица далеких и в то же время понятных и близких ему людей...

Трудно говорить о судьбах отдельных художников - участников этой выставки. Несомненно, многие из них пойдут по пути усовершенствования своего мастерства. Но для других живопись, вероятно, так и останется радостно проведенным досугом. И творчество этих людей, темы их картин и методы выполнения можно рассматривать, как указание для тех, кто считает живопись основным делом своей жизни.

Выставка интересна в целом. Это как бы единая работа гигантского коллектива. Выставкой народ-художник показывает, какие требования он предъявляет к изобразительному искусству.

Эти требования можно сформулировать так: верность большой теме, теме родины, революции, социализма, чуткость к событиям текущего дня, близость к народному искусству и реализм в глубоком и подлинном значении этого слова - реализм, исключающий натуралистическое, фотографическое изображение действительности.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены