Три великих права

И Трайнин| опубликовано в номере №299, ноябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Золотыми буквами вписаны в Сталинскую Конституцию права трудящихся на труд, на отдых и на образование.

Права эти составляют гордость трудящихся, вооружают их сознанием действительной свободы, дают им возможность обогащать свои знания и усиливают их творческие способности. В свете всей Сталинской Конституции эти права представляют собой живое воплощение социализма.

При капитализме труд для рабочего является проклятием. Труд обогащает и доставляет роскошь и довольство капиталистам, тогда как самим трудящимся труд предоставляет «права» кое-как влачить жалкое существование. Безработица - эта спутница капитализма и его системы эксплуатации - для рабочего и его семьи означает голод, лишения, болезни и преждевременную смерть.

Право на труд было мечтой многих поколений. О нем говорили и писали лучшие люди прошлого. О нем в первой половине XIX века говорили утописты (Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Консидеран), которые резко критиковали капитализм и порождаемые им страдания трудящихся масс. Утопистов увлекали идеи о совершенствовании жизни. Утописты с этими идеями обращались ко «всему обществу», ко всем классам. Фантастическими картинами будущего общества («коммунистические колонии» Оуэна, фаланстеры Фурье и др.) утописты стремились не только увлечь неимущих, но и расшевелить совесть господствующих классов. Утописты считали, что достигнуть реализации этих идей можно будет мирным путем, путем личного примера. Тем самым, однако, они пытались притупить остроту классовой борьбы, которая развертывалась все шире и шире.

Буржуазия, по мере обострения классовой борьбы, прибегала «о все большим репрессиям против трудящихся. Часто эти репрессии прикрывались «благотворительными» мероприятиями. Наглядным примером может послужить английский закон о бедных (1834 года), на основании которого создавались так называемые работные дома с каторжным режимом для находившихся в них рабочих. Буржуазия стремилась, чтобы положение трудящегося, «призреваемого» в «работных домах», было во много раз хуже положения рабочего, продающего свой труд капиталисту на фабриках и заводах.

Рабочий класс прошел через тяжелые, мучительные испытания, прежде чем убедился в призрачности осуществления «права на труд» при капитализме. Во Франции в феврале 1848 года произошла буржуазная революция. Под настойчивым давлением рабочих буржуазия 25 февраля 1848 года формально провозгласила «право на труд». Но в то же время буржуазия повела игру, к которой она не раз прибегала в истории, чтобы обмануть рабочий класс. Пролетариат, прислушиваясь к словам мелкобуржуазных реформистских вождей, подобных Луи Блану, верил, что «право на труд» можно осуществить без уничтожения капитализма. Чтобы обмануть пролетариат, буржуазия допустила организацию национальных мастерских, в которых рабочим «обещалась» работа от государства. Буржуазия усыпляла массы также проектами новой конституции, которая «завлекательными» фразами должна была прикрыть ее диктатуру. Но одновременно буржуазия точила нож, чтобы занести его над пролетариатом. Буржуазия деятельно организовывала вокруг себя крестьянство и городское мещанство, натравливая их на пролетариат. Она доказывала, что именно в результате создания национальных мастерских «а крестьянство падает все больше налогов. А когда буржуазия окрепла, она двинула против пролетариата армию во главе с генералом Кавеньяком. Три дня длилась кровавая бойня, спровоцированная буржуазией в конце июня 1848 года. Когда пролетариат был подавлен, буржуазия попросту ликвидировала национальные мастерские.

Карл Маркс, учитывая опыт борьбы рабочего класса во Франции в 1848 году, писал:

«В первом проекте конституции, составленном до июньских дней, еще упоминается право на труд, «droit au travail», эта первая беспомощная формула революционных требований пролетариата... Право на труд в буржуазном смысле есть бессмыслица, жалкое благочестивое пожелание. В действительности право на труд означает власть над капиталом, а власть над капиталом означает экспроприацию средств производства, подчинение их ассоциированному рабочему классу, стало быть, - уничтожение наемного труда и капитала и их взаимоотношения» (Маркс и Энгельс. Соч. Т. VIII, стр. 33-34).

Лозунг о «праве на труд» при капитализме является пустым звуком, обманом, который поддерживался реформистами и на следующих после 1848 года исторических этапах, чтобы удержать массы от классовой борьбы, направленной к уничтожению изжившей себя капиталистической системы.

Фашизм еще более зверски подавляет рабочих в интересах капиталистов. Безработные принудительно эксплуатируются в трудовых лагерях. Особенно трагична жизнь молодежи, абсолютно бесправной в застенке фашистского режима. В фашистской Германии молодежь от 18 до 25 лет вообще не принимается на работу. Эта молодежь проходит военную подготовку в специальных лагерях трудовой повинности. Значительная часть молодых рабочих принудительно перебрасывается из города в деревню, где она на кабальных условиях закрепляется за помещиками и кулаками. Труд в фашистских странах - это каторга, усугубляемая физическими и моральными пытками и беспрестанным террором.

Право на труд могла осуществить только диктатура рабочего класса. Свергнув эксплуататоров и овладев фабриками, заводами, шахтами, транспортными средствами и т. д., рабочий класс утвердил социалистический способ производства. Трудящийся социалистического государства не знает кризисов, безработицы. Плановое начало в социалистическом хозяйстве позволяет регулировать производительные силы страны в интересах увеличения общественного богатства. Тем самым повышается материальный и культурный уровень каждого трудящегося.

О том, как изменила Октябрьская революция положение рабочего класса России, прекрасно рассказывает в своей статье «Рабочий класс прежде и теперь» Михаил Иванович Калинин:

«... Одним из самых важных улучшений жизни я считаю то, что сегодня над рабочим не висит вечный дамоклов меч - рабочий не боится, что завтра он останется безработным. Молодое, да и среднее поколение наших рабочих сейчас не может даже мысленно воспроизвести то ощущение от потери работы, которое переживал пролетарий в прошлом. ... Эта угроза увольнения в любую минуту была бичом рабочего класса. Она деморализовала рабочих, заставляла их быть всегда начеку, всегда настороже с мастером, учитывать каждое свое действие. Так было в царской России, так есть теперь в странах капитализма».

Только в нашей стране рабочего не преследует призрак безработицы.

С каждым годом все больше и больше вырастает многомиллионная армия социалистического труда.

Только в СССР женщина уравнена в правах с мужчиной и получила доступ в отрасли производства, в которых недавно еще работали одни мужчины. Достаточно отметить, что уже в 1929 году количество женщин - работниц и служащих - составляло 3 миллиона 304 тысячи; в 1936 году - 8 миллионов 492 тысячи.

Только в СССР молодежи обеспечен труд и возможность учиться, повышать свою квалификацию.

Точно так же и крестьяне, организованные в колхозы, свое право на труд осуществляют для обогащения социалистического общества, одновременно повышая свое собственное благосостояние. Это стало возможным только потому, что средства производства, в частности земля, изъяты из частной собственности, что социалистическое государство всемерно снабжает колхозы усовершенствованными машинами и агротехнической помощью.

Только в социалистическом государстве труд получил широчайшие творческие возможности. Каждому трудящемуся предоставлено право овладевать наукой и техникой. Это открывает беспредельные горизонты для советской молодежи, сочетающей труд и учебу. Это открыло также перед всем советским народом широчайшие горизонты для развития производительных сил, а тем самым - и для роста благосостояния трудящихся. Так, например средняя годовая заработная плата рабочих и служащих крупной промышленности в 1924 - 1925 году составляла 566 рублей, а в 1936 году - 2862 рубля.

Трудовой энтузиазм - это то, чего нет и не может быть ни в одной капиталистической стране. Трудящийся Советской страны сознает, что он работает на себя, а не на капиталистов. Ни в одной стране труд не окружен таким почетом, как в СССР.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены