Ленин о моральном облике молодежи

Р Воинов| опубликовано в номере №313, январь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Контрреволюционная буржуазия в своей борьбе против социализма всегда прибегала к самой наглой и разнузданной клевете. Нет такой гнусности, которую бы буржуазия и ее прислужники не постарались пустить в ход для того, чтобы очернить и представить в превратном виде истинные цели и идеалы коммунистов!

К числу таких пошлых и грязных выдумок о коммунизме принадлежит утверждение о том, что коммунисты якобы не признают нравственности, не признают морали.

Это клеветническое измышление нужно врагам коммунизма для того, чтобы сбить с верного пути неустойчивых людей, разложить их и под «революционным» флагом насадить буржуазные нравы, буржуазную анархическую распущенность.

Разумеется, ничего общего с марксизмом - ленинизмом отрицание коммунистической морали не имеет.

Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин высмеивали как бессодержательную болтовню «усладительные речи» о «вечной» нравственности, которыми буржуазия лицемерно прикрывает свои, отнюдь не безгрешные дела и делишки.

Марксисты утверждают, писал Энгельс в «Анти - Дюринге», «что все существовавшие до сих пор системы морали являлись продуктом, в последнем счете, соответствующего экономического положения общества. А так как общество до сих пор развивалось в классовых противоречиях, то и мораль была всегда классовой моралью; она или оправдывала господство и интересы господствующего класса или же отражала возмущение угнетенного, но достаточно окрепшего уже класса против этого господства и защищала будущие интересы угнетенных».

Развивая учение Маркса - Энгельса в условиях уже победившей социалистической революции, Ленин на III съезде РКСМ говорил:

«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это - способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам...

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда».

Отвергая лицемерную буржуазную мораль, маскирующую душеспасительными разговорами грязную корысть денежного мешка и самое обыкновенное мещанское тупоумие, Ленин отстаивал моральную чистоту, моральную незапятнанность революционера - строителя бесклассового, социалистического общества. Социалистическая революция требует от своих работников высоких моральных качеств: сознательности, идейности, самоотверженности, настойчивости, несгибаемой твердости в борьбе с врагами.

Подлинно отеческую заботу проявлял Ленин о молодежи, о правильном, большевистском ее воспитании.

Ленин указывал на огромное значение, которое имеет для воспитания молодежи честное, коммунистическое отношение ее к труду. «... Надо, - говорил он, - чтобы Союз коммунистической молодежи воспитывал всех с молодых лет, с двенадцати лет, в сознательном и дисциплинированном труде».

Тот, кто нерадиво относится к выполнению своих трудовых обязанностей в социалистическом государстве и стремится денег с «него» сорвать побольше, а работы «ему» дать поменьше, - тот заражен буржуазной психологией, тот - сознает он это или не сознает - придерживается привычек и традиций капиталистического общества.

Всенародное одобрение, которым было встречено постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле», показывает, что эти положения Владимира Ильича прочно вошли в сознание миллионов советских людей. Советский народ объявил поход против лодырей, летунов, рвачей. Любители поживиться за государственный счет, дезорганизаторы производства, имеются и среди молодежи, И борьба с ними, борьба за дисциплину труда, является одной из важнейших задач комсомола.

Исключительную ценность представляют мысли о моральном облике молодежи, высказанные Владимиром Ильичом в беседе с великой немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. Советская молодежь должна быть искренно признательна Кларе Цеткин за то, что она сохранила в своих записях драгоценные ленинские мысли для грядущих поколений.

Ленин в этой беседе резко обрушился на пресловутую «теорию» о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления будет так же просто, как выпить стакан воды. Коммунизм, говорил Ленин, несет с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванные также и полнотой любовной жизни. Однако «часто наблюдаемый сейчас избыток половой жизни не приносит с собой жизнерадостности и бодрости, а, наоборот, уменьшает их. Во времена революции это скверно, совсем скверно...

... Революция требует от масс, от личности сосредоточения, напряжения сил. Она не терпит оргиастических состояний, вроде тех, которые обычны для декадентских героев и героинь Д'Аннунцио. Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения. Пролетариат - восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянения половой несдержанности, ни опьянения алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и еще раз - ясность. Поэтому, повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил. Самообладание, самодисциплина - не рабство; они необходимы и в любви. Но простите, Клара. Я далеко отклонился от исходной точки нашего разговора. Отчего вы не призвали меня к порядку? Тревога меня заставила заговориться. Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует. Она - часть революции. И если вредные явления буржуазного общества начинают распространяться и на мир революции, как широко разветвляющиеся корни некоторых сорных растений, то лучше выступить против этого заблаговременно».

Несдержанность в быту, в личной жизни опасна для революции и, прежде всего, для самой молодежи. Несдержанность эта, по исчерпывающе точному определению Ленина, буржуазна: она признак разложения. История революционного движения говорит нам о том, что с проповедью «свободной любви», с оправданием разгула и разврата всегда выступали гнилые, выродившиеся, изменившие народу и революции элементы. Но особо ярыми проповедниками и распространителями этой буржуазной заразы стала троцкистско - бухаринская фашистская нечисть.

Немногим более чем год назад, на IV пленуме ЦК ВЛКСМ, были вскрыты особые методы подрывной работы врагов народа среди молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Юноша Ленин

Гимназические и студенческие годы В.И.Ленина

Первая любовь

Из романа «Таким быть»