В горах Джунгарского Алатау

Б Чухин| опубликовано в номере №267, март 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из дневника бригадира комсомольской геолого-поисковой партии

1 июня 1934 г. С южной цепи гор Джунгарского Алатау еще не везде сошел снег. За южной первой цепью гор идет вторая самая высокая, малодоступная, которая тоже подлежит исследованиям этого года. Сейчас она покрыта толстой белой шубой снежного покрова, через месяц - полтора и с этой цепи сойдут снега - тысячами ручейков «ключиков... В этот момент горные реки непроходимы. Мощный водяной поток обивает с ног лошадь и как щепку уносит на скалистые пороги. Реки Тышнак и Усек глухо рычат, стуча громадными гранитными валунами. В этот момент ни один местный житель ив пойдет в горы. Но нам ждать, когда кончится снеготаяние, нельзя: у нас план, его надо выполнить. На производственном совещании постановили: «Немедля начать исследование открывшихся - прилавков «Великого Джунгарского Алатау» (по-казахски Алатау - рябые горы, буквально - пестрые горы).

5 июня 1934 г. Пасмурно, идет мелкий дождь. Выехал в сопровождении рабочего-казака на угольное месторождение.

7 июня 1934 г. Пасмурно, но дождя нет. Составил послойный разрез гор Кара-Сай и выяснил залегание углей. Залегание линзообразное. Всего три горизонта углей.

8 июня 1934 г. Ясный теплый день. Выезжаю в сопровождении рабочего на 5 дней в район р. Нарым. В 2 часа был на вершине Б. Нарыма. До вечера обошел водораздел между Кара-Сай и Б. Нарымом.

Заночевал на неудобном скате горы.

9 июня 1934 г. С запада надвигаются грозовые тучи. Из ружья и брезента смастерил балаган, вся надежда на него. К закату солнца осмотрел ближайшие обнажения...

11 июня 1934 г. Вернулся на р. Нарым, осмотрел и закартировал выходы (морского карбона, а также собрал шлихи... К закату солнца прибыл в Тышкан.

12 июня 1934 г. День приведения в порядок образцов и дневников, и оргвопросы. К вечеру приехали тт. Швачич и Гурский.

13 июня 1934 г. Утро посвятили поискам пропавшего в горах рабочего. Вторую половику дня приводили в порядок все оборудование и готовились к выезду в горы.

16 июня 1934 г. На восходе солнца выехал с тов. Швачичем и рабочим в маршрут, рассчитанный: на 8 дней. Часам к одиннадцати были на правом берегу р. Калды-Карагая, где и расположились лагерем...

Вечер. Где-то далеко глухо ревет марал, а вот где-то свистнул горный козел - тау-теке, а вот заухал сыч, пугливо взвизгнул ястреб, и все это слилось в общую симфонию ночи. Луна озарила верхушки темных силуэтов гор, а через 20 минут осветила и наш лагерь. Как будто окаменевшие под седлами стоят лошади... Пирамидальные ели бросают длинные тени на наш лагерь, на голубую палатку и бушующую горную речку.

17 июня 1934 г. С восходом солнца совместно с тов. Швачичем вышел в маршрут вверх по хребту... В 2 часа дня нас застиг град, сменившийся проливным дождем. Тучи заволокли вершины гор, и надежды на то, что вскоре они разойдутся, не было никакой. Решили пойти на спуск. Спускались до самого

вечера. Вымокли насквозь. Наши ботинки превратились в жидкую, киселеобразную массу. Весь вечер сушились у костра. Разговорились с проводником. Он рассказал много интересного...

... Знают горы только 5 - 6 бедняков - казахов. Они издавна кочуют здесь со своими стадами по неудобным высокогорным «джайлау» («джайлау» - по-русски пастбища). Когда-то они были загнаны сюда, о эти «Джамантау» (плохие горы), баями, захватившими в свои руки лучшие предгорные и степные пастбища.

«Джалан-джайлау» - плохое пастбище. «Кши-джайлау» - маленькое пастбище. «Суок-джайлау» - холодное пастбище. «Су-джок» - воды нет. «Кайтас» - много камня, «Джиланды-джайлау» - змеиное пастбище» и т. д. Что и говорить, места невеселые!

18 июня 1934 г.

День серенький. Небо покрыто белыми прозрачными облаками. Тепло. Приводим в порядок дневники и образцы. Сегодня идем в маршрут верхами. Прошли по М. Тышкану до выходов мраморов и... наткнулись на медное месторождение. Первая победа!

В русле реки нашел шлаки. Начал искать. Пришел к древним выработкам жил какого металла, сказать не могу, ибо ни одного куска металла не нашел.

19 июня 1934 г.

Выехали всем лагерем на М. Тышжан, к выработкам. Только что успели поставить палатки, как разразилась гроза, продолжавшаяся около часа. Дождя не было, шел чистый град. Градины величиной до 2 см. Гроза разразилась очень сильная, брезент не выдержал, и палатку залило. После грозы сушились, и под вечер я сделал маршрут вверх по М. Тышкану, от лагеря до начала паровых снегов. Вернулся с насквозь промокшими ногами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены