Устройство и работа автомобиля

А Балашов| опубликовано в номере №133, сентябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Внешний вид автомобиля совсем не говорит о той сложности и ответственности отдельных частей и механизмов, которые имеются в нем, чтобы в целом он мог отвечать требованиям скорости передвижения, постоянной готовности к действию, быстрой остановки, выносливости и надежности в работе, экономичности в эксплуатации, легкости управления и, наконец, удобства.

Практикой выработались различные типы автомобилей: легковые, автобусы, гоночные, грузовые, цистерны и автомобили специального назначения, к которым относятся: пожарные, скорой медицинской помощи, для поливки, подметания и мытья улиц, разнообразные автомобили для дорожных работ, снабженные теми или иными техническими устройствами, наконец, автомобили, приспособленные для нужд военного ведомства вплоть до помещения на автомобилях химических производств с использованием двигателя автомобиля, например, получение водорода для наполнения аэростатов и т. д.

По роду двигателей автомобили разделяются на паровые, электрические и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Наиболее распространенным типом автомобилей, в силу ряда практических преимуществ, является последний тип - с двигателями внутреннего сгорания.

Видя такой автомобиль, которых в СССР теперь очень много, каждый может обнаружить радиатор, помещающийся спереди автомобиля, закрытую часть, находящуюся между радиатором и сиденьем шофера, рулевое управление (колесо), расположенное перед сиденьем шофера, и несколько приборов и две рукоятки около шофера. Однако, если мы снимем металлический чехол, помещающийся за радиатором, то, при внимательном осмотре, заметим целый ряд отдельных частей и приборов, и их окажется еще больше при полной разборке машины.

Каждый автомобиль имеет (см. рис. 1) нижнюю часть - раму с осями, рессорами, колесами, рулевым управлением и мотором с дополнительными механизмами. Эта нижняя часть называется шасси. На шасси пассажирского автомобиля ставится кузов с сидениями или кароссери, а на шасси грузового автомобиля - платформа. Закрытые легковые автомобили называются лимузин, а открытые имеют форму Торпедо; каретки же с открывающимся верхом и опускающимися стеклами называется ландоле. В передней части рамы автомобиля укреплен мотор, соединенный трубами для воды с радиатором, служащим для охлаждения мотора посредством циркулирующей воды, охлаждающейся, в свою очередь, воздухом, проходящим через имеющиеся в радиаторе отверстия. Для усиления циркуляции воздуха непосредственно за радиатором помещен вентилятор, вращающийся от вала мотора, конец которого выходит под радиатором, где надевается пусковая ручка.

Главной частью автомобиля является бензиновый мотор (см. рис. 2) - двигатель внутреннего сгорания, т.е. не имеющий отдельной топки и устроенный таким образом, что бензин сгорает внутри цилиндра двигателя, а образующиеся при этом газы производят давление, с силой выталкивая поршень, соединенный шатуном с коленчатым валом мотора, который начинает вращаться и передает это вращательное движение колесам автомобиля. Коленчатый вал с шатунами от поршней цилиндров помещается внизу мотора, в металлической коробке с налитым в нее маслом, называемый картером. Вал, передающий движение колесам, называется коленчатым, т. к. он имеет колена по числу цилиндров мотора. Автомобильные двигатели обычно бывают четырехтактные. Тактом называется каждый ход поршня от верхней мертвой точки (высшее положение поршня, когда шатун и колено вала расположены на одной прямой) до нижней мертвой точки или обратно. В четырехтактном моторе воспламенение горючей смеси в каждом цилиндре (рабочий ход поршня) происходит один раз за 4 хода поршня (такта), а три других хода используются для: 1) выпуска отработанных газов, 2) впуска горючей смеси и 3) сжатия этой смеси перед ее сгоранием в следующем такте.

Бензин в цилиндры поступает из бака, помещающегося, большей частью, внизу, сзади автомобиля, через карбюратор - прибор, где бензин испаряется и смешивается с воздухом. Зажигание бензина происходит от электрической искры, образующейся в так называемой свече, ввинчиваемой в цилиндре. Электричество для зажигания вырабатывается специальным прибором, называемым магнетто. В большинстве автомобилей, изготовляемых в Европе, бывает 4 цилиндра, а в американских – чаще всего 6 цилиндров. Взрывы смеси бензина с воздухом происходят во всех цилиндрах поочередно. Для поступления смеси в цилиндры имеются специальные отверстия, закрывающиеся клапанами, равно как и для выхода отработанных газов наружу. Открывание и закрывание клапанов регулируется специальными механизмами, работающими от мотора, как и магнетто. Освещаются автомобили чаще электричеством, идущим в фонари от аккумуляторов, заряжаемых динамо-машиной, работающей также от автомотора. Бывает и ацетиленовое освещение. В этом случае горит газ ацетилен, вырабатывающийся в специальном резервуаре при химическом действии воды на карбид кальция. Отработанные газы выходят наружу через глушитель. В автобусах и в некоторых закрытых автомобилях отработанные газы используются для нагревания в зимнее время помещении для пассажиров.

Передача движения от мотора к колесам происходит не непосредственно, а через конус - прибор, позволяющий разобщать колеса от мотора и через коробку скоростей, состоящую из системы шестерен для уменьшения числа оборота мотора с 2000 в минуту до 200 - 500 оборотов колеса. Чтобы колеса могли вращаться независимо одно от другого, имеется так называемый дифференциал, состоящий из комбинации конических шестерен, необходимый в случае поворотов и неровности дороги, когда колеса автомобиля вращаются с разной скоростью. Кроме указанных приспособлений мотор снабжается масляным насосом, обеспечивающим смазку всех движущихся частей, приводимый в действие также от мотора. Каждый автомобиль снабжен 2 тормозами: ручным и ножным, действующими независимо один от другого на задние колеса автомобиля. Регулированием количества бензина (помощью ножной педали), попадающего в цилиндры, достигается та или иная сила работы мотора. Управление конусом производится шофером левой педалью, торможение - правой педалью и рукояткой. Другая рукоятка служит для перемены скоростей и включения заднего хода. На автомобиле часто имеется еще электромотор, служащий для пуска в ход мотора (электростартер), вместо ручного пуска рукояткой. Пуск в ход производится провертыванием коленчатого вала, пока не произойдет зажигание смеси, после чего мотор будет работать дальше сам. Включением скорости и отпуском тормоза и конуса автомобиль трогается с места. Размещенные перед шофером приборы имеют целью давать знать о работе динамо, степени зарядки аккумулятора динамо-машиной, работе масляного насоса, давлении в бензиновом баке, скорости хода и пройденном расстоянии. Здесь же помещаются выключатели для освещения и пуска в ход мотора. Нередко имеются также часы. У некоторых систем автомобилей имеются воздушные насосы, работающие от мотора, накачивающие шины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены