На лыжах и коньках

Л Зимин| опубликовано в номере №95, февраль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первые результаты зимнего сезона

ЗИМНИЙ спорт начался с очередей. Осенью уже шли нарасхват лыжи и коньки во всех магазинах, но особого азарта еще не было. Как только выпал первый снег, зазмеились у дверей хвосты, как никогда. «Такого сезона еще не было» - говорили продавцы. И, действительно, на качество не смотрели, лишь бы было что купить.

В Москве и Ленинграде спрос на спортивный инвентарь в общем был удовлетворен. Наши кустари, Трест массового производства, выпустили удовлетворительного качества «Снегурку», «Нурмис» и «Английский спорт». Немного хромали беговые коньки - «Норвежские». Последние дорого продавались - около 22 рублей, а по своей прочности стоили в четыре раза меньше. В Москве, хотя и с некоторым запозданием, был установлен кредит на спортивные принадлежности в магазинах МСПО и ГУМа. Это дало возможность обзавестись коньками и лыжами большому числу рабочей и учащейся молодежи.

Довольно рано наступила зима на Украине; там к подготовке спортивного сезона отнеслись без должного внимания. Ряд писем от рабочих Донбасса наполнен жалобами на то, что слишком поздно открывались катки, не было в продаже спортивного инвентаря нужного качества. Довольно ловко учли положение частники и пустили в продажу по 5 - 6 рублей за пару всякий железный хлам под видом коньков.

Количество катков на фабриках и заводах выросло за этот год в несколько раз. Наплыв желающих кататься превзошел все ожидания. В Москве на центральных хорошо оборудованных катках в праздничный день не видно было льда: все наполнено густой массой катающихся. Сразу слишком тесными оказались раздевалки. По часу - полтора приходилось стоять в очереди, раньше, чем удавалось сдать на хранение верхнюю одежду или получить ее обратно.

Организация порядка на катках оставляет желать лучшего. Очень слабо велась борьба с хулиганством.

Несколько обделенными оставались в этом году ребята. Письмо ВЦСПС о предоставлении катков на дневные часы в бесплатное пользование учащимся и пионерам больших результатов не дало. На катках, принадлежащих профсоюзам или отдельным фабрикам и заводам, как норма, были выделены два дня в неделю для посещения ребят. Конечно, трудно удовлетворить двумя днями тысячную массу, нуждающуюся в свежем воздухе. Не совсем пошли навстречу ребятам и наши спортивные производства: трудно было достать коньки небольшого размера; слишком дорого (5 - 9 рублей) стоили лыжи для детей и подростков. А ведь редкий папаша согласится дать червонец на покупку лыж, которые, может быть, сломаются на первой канаве.

Лучше всех поступили деревенские ребята. В редкой деревне, расположенной в более или менее холмистой местности, не найдешь лыжников в возрасте от 6 до 13 лет. Старшие ребята уже стыдятся пользоваться самодельным инвентарем. А так как готовых лыж или коньков не купишь: нет денег, да и магазины только в городе, - следовательно, зимний спорт в деревне больших успехов в этом году еще не сделал. Значительную помощь деревне оказал Московский Совет Физкультуры, выпустивший дешевую книжку: «Как самому сделать лыжи». Руководство составлено таким образом, чтобы можно было при помощи простой пилы, топора, рубанка и стамески сделать приличную пару лыж.

Деревенские «огольцы» делали из дощечек вполне подходящие лыжи. Деревянные колодки с железными полозам» скользили по льду, как заправские коньки. Норм катания или пребывания на воздухе, которые с такой тщательностью разрабатываются для наших ребят губздравами, для деревенских ребятишек, конечно, не существовало. Какой - нибудь Мишутка, которому мать посоветовала «не путаться под ногами», очень охотно выкарабкивался рано утром на улицу, захватив с собой самодельные коньки, лыжи или санки. Он не знает, что детям «нельзя заниматься спортом при температуре ниже 12°», нельзя «быть на морозном воздухе больше 3 часов подряд». У Мишутки нет градусника, таких приборов не найдешь пока в деревне. Поэтому он одинаково одевается, выбегая на воздух при любой температуре. И веселая гурьба ребят катается на лыжах или санях, не зная, что мороз уже за 20°. И как всегда разрумянены холодом щеки и блестят глаза.

Почему - то мало еще строят у нас гор для катания на санях. Не всякий рабочий умеет кататься на коньках, не всегда тянет идти за город на лыжах, особенно после фабрики, в темноте рано кончающегося зимнего дня.

Довольно быстро идет постройка ледяных гор в Ленинграде. Хорошую гору сделали на «Красном Путиловце». Непрерывный поток рабочих осаждает всегда эту лучшую базу спорта для взрослых рабочих. Но не сумели наладить нужного порядка. Каждый день несчастные случаи. Не огорожено место раската, по которому с бешеной скоростью несутся санки. И нередко катающиеся сшибают с ног неосторожных, пытающихся перебежать полосу ската.

Растет лыжный спорт - одно из лучших средств физической подготовки призывника. С громадным успехом прошел лыжный пробег, организованный Московским Советом Физкультуры. В отличие от обычных наших лыжных соревнований, в которых участвует небольшая группа лучших лыжебежцев, пробег прошел при очень большом участии рядовых лыжников - рабочих и даже крестьянской молодежи.

Лучше всех подготовились к пробегу орехово-зуевские текстильщики, двинувшиеся в путь колонной чуть ли не в 500 чел. Впервые в СССР состоялся лыжный пробег пионеров. Этот опыт имел большое значение - не только спортивное, но и общекультурное. Ребята тщательно готовились к пробегу, заранее вперед посылались квартирьеры - разузнавать насчет помещений для ночлега и питания. Большей частью гостили в пути у местных пионерских отрядов. Здесь наблюдалась самая трогательная взаимопомощь. Хозяева кряхтели, нося побольше дров, соломы, старались во всем угодить прибывшим лыжникам. Гости являлись со своей «живой газетой», хором пели новые песни, и удачно проходил вечер смычки. Останавливались и у красноармейцев. Здесь уж пионерам была совсем лафа: окружали самым заботливым вниманием, давали докладчиков, которые рассказывали о подвигах красных бойцов, о том, как пионеры могут участвовать в деле обороны.

Физкультурники - железнодорожники сумели связать лыжной эстафетой Тюмень с Москвой.

Из Тюмени с командой лыжников был отправлен пакет, адресованный Центральному комитету железнодорожников.

Команда прошла этап и передала эстафету дальше.

30 декабря вышла «первая команда из Тюмени, а 8 января эстафета уже подходила к Вятке. Команда вятских железнодорожников приняла эстафету вечером 8 января на станции Ардаши и, без отдыха пролетев 73 км, прибыла в Вятку в 11 час. утра 9 января.

Команда неверных железных дорог, получившая пакет в Вятке, двинулась сразу до Котельнича, а это около 90 км.

Дальше пошли этапы покороче: от 10 до 40 км.

От Вятки до Москвы эстафету передавали 114 лыжников. И, наконец, 17 января пакет был передан по адресу ЦК желдор. Этот пробег явился блестящим доказательством хорошей постановки лыжного спорта на Пермской и Северной жел. дор.

На коньках, после большого перерыва, стали появляться новые чемпионы - скоростники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нежинское восстание

Как создавалась красная армия на Украине