Нежинское восстание

Д Петровский| опубликовано в номере №95, февраль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как создавалась красная армия на Украине

Очерк Д. Петровской иллюстрирует одну из характернейших особенностей гражданской войны. Это - стихийная организация красных боевых сил в тылу белогвардейщины всех цветов и оттенков. Сперва это - партизанские отряды, часто слабо дисциплинированные и действующие в разброд, но из них в процессе борьбы неизбежно вырастали дисциплинированные и героические отряды Красной армии. «Нежинское восстание» явилось как - раз таким переломным моментом в классовой борьбе на Украине (против гайдамаков и немецких оккупационных войск). Д. Петровский - участник партизанского движения на Украине и в своей поэтической работе создал ряд ярких образцов лирики этого боевого периода - В Изд - ве «Молодая Гвардия» вышла его книга стихов «Черноморская тетрадь», посвященная революционной борьбе Черноморского флота.

КОМИТЕТ сидит в тюрьме весь в целом, и его распоряжения за упокой господи.

- Ой, гляди, Микола, чтобы этот сепаратизм не сел нам на голову.

- Подожди. Вот что: это ты верно говоришь. Надо связаться, а то действительно может влететь, но с кем же?.. Э! Прямая дорога: с правительством. Вот что, Наум: жарь - ка ты туда. Мы тут без тебя обойдемся как - нибудь.

Так говорил подполковник Микола Крапивянский члену подпольного комитета матросу Науму Точеному, возражавшему ему по поводу решения делать повстание против немцев. Разговор происходил в глухом лесу Нежинского уезда - Городище, бывшей турецкой крепости, в августе месяце 1918 года.

Массовое недовольство крестьян на Украине немерно росло, и особенного напряжения оно достигало в наиболее хлебных местах, где охотнее располагались оккупационные немецкие войска, каким был и Нежинский уезд. Крапивянский решался использовать эту революционную энергию масс для удара по зубам оккупантам и гетману.

- Это ты хорошо говоришь, Наум: надо легализовать. Но дальше скрываться в Городище мы не можем: мы распухли, нам надо сделать вылазку. Пиши приказ... Кончай: «с богом вперед».

- С каким «богом», Микола?

- Все равно с каким: как кто поймет, то и хорошо. Это бойко звучит.

- Ну ладно - с богом, так с богом... Написал. Давай инструкции: что говорить?

- Когда же ты туда придешь?..

Микола стал загибать пальцы на левой крестьянской своей руке, на которую сочувственно смотрел Наум, думая: «Хорошо, что хоть подполковник, да свой черт. Не поверил бы я белоручке, а этому «деспоту» верю. За несколько дней перед этим разговором Крапивянский на виду у всех партизан своей рукой расстрелял одного из партизан за невыполнение боевого задания; партизанский круг хоть и жалел товарища, но выдержал расправу, покоряясь дисциплине.

- Так сегодня понедельник. В четверг, значит, ты на нейтральной зоне. Ну, бери клячу и гайда...

- Вер да? Халы! Чтой!... - отаборили Наума немцы.

«Вот гады!» - подумал Наум, с ленивым видом напрасно потревоженного человека подымаясь с глубины поместительной гарбы на окрик.

- Ииду до дому, - отвечал он.

- Авсгиб! Дурак, мюжик, хам! Шла - зи, пся крен!

Наум также лениво и медленно вылез и стал перед немцами, ничем не выдавая беспокойства.

Через час он был заперт в сарай, служивший складом для дров и всякого хозяйственного хлама. Там же лежало и сено, недавно скошенное. У ворот сарая поставили часового.

Немцы свирепствовали. Они подозревали всех ночных поезжан и выдерживали их до утра, чтобы потом познавать и расспрашивать. Это был кулацкий хутор, неподалеку от села, тоже кулацкого, которому Наум Точеный дал себя знать еще с весны, вернувшись из Балтфлота и с жаром проводя повсюду земельную уравнительную реформу Наум понимал, что на утро, будучи предъявлен кулачеству, он провалится.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Источник крови

Азербайджанская легенда