Музыка против молодежи. Музыка за молодежь

Людмила Герасимова| опубликовано в номере №1228, июль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спустя две недели мир поп-музыки потрясла смерть «королевы рока» Дженис Джоплин, следующей жертвы наркотиков. Знаменитым было ее выражение: «Лучше десять лет прожить на полном накале, чем к 70 засесть у телевизора». Она не прожила и этих десяти лет.

Несколько раньше погиб талантливый Джим Моррисон.

Гибель «богов» американской рок-музыки не только потрясла всех, но и вызвала жаркие споры о взаимосвязи рока и наркотиков.

А что дальше?

Расцвет рок-музыки пришелся на период господства в молодежной среде идеологии «новых левых».

В 70-е годы движение «новых левых» практически распалось – и в результате тонких идеологических диверсий и грубых репрессий со стороны правящего класса и в немалой степени из-за дальнейшей бесперспективности, осознанной участниками этого движения. Политическая неграмотность, отсутствие ясных целей, прочной теоретической платформы превратили благородное в своей основе движение в заурядный анархический бунт.

Мода на бунтарство оказалась для многих весьма прибыльным бизнесом: ныне лишь единицы хотят с помощью музыки и песен изменить мир, более практичные извлекают из этого личную выгоду.

Все это, конечно, закономерно для развития рок-музыки, созданной мелкобуржуазной молодежью и отразившей все подъемы и спады ее бунта.

Поп-музыка последних 4 – 5 лет несколько отличается от той, что так гипнотизировала молодежь в 60-х годах. Сегодня она усложнилась и упростилась одновременно. Супергруппы начинают уступать место отдельным певцам или инструменталистам, суперконцерты начинают терять популярность, поскольку появились дискотеки и соответственно музыка «диско» (исключительно танцевальная): наиболее популярные ансамбли предпочитают выпускать альбомы, выводящие их на то или иное высокое место в «хит-параде».

Событием 1976 года стало повальное увлечение народной музыкой Ямайки – «рэггэй». Влияние ее можно заметить в творчестве самых популярных рок-звезд – Кэта Стивенса, Пола Маккартни, Эрика Клэптона, «Роллинг Стоунз». Все они играют или пытаются играть «рэггэй». Одновременно с «рэггэй» на арену поп-музыки выступил так называемый «панк-рок». Что это такое? «Панк» на слэнге означает весьма приблизительно – «отщепенец», «хулиган». Названия подобных групп говорят об их музыке и отношении к миру и обществу: «Проклятые», «Удар», «Секс пистолс» и так далее. И это движение родилось в Великобритании. Члены ансамблей происходят из самых бедных районов Лондона. Там коренятся ростки бунта, которым эти молодые люди, как и их бывшие сверстники 15 лет назад, пытаются шокировать общество. Они и одеваются, как тогдашние «битники», и стрижка у них несусветная, но музыка их довольно утомительна и исполняется на расстроенных инструментах – конечно же, преднамеренно.

Индустрия грамзаписи, несомненно, один из культурных и экономических феноменов последнего времени, еженедельно сотни пластинок поступают в радиостудии, проталкиваемые туда руками предусмотрительных спецов рекламы, которые делают все, чтобы втиснуться в первую десятку самых популярных дисков. Ежегодно до 5000 альбомов громоздятся на полках магазинов грампластинок. Впервые в своей истории музыка сделалась развлечением номер 1. Поэтому ничего удивительного, что в такой ситуации все крутится вокруг музыки и пластинок.

Сегодня большинство фирм грамзаписи взяло на себя роль организаторов гастролей ансамблей и солистов поп-музыки, Мощная машина шоу-бизнеса обладает самой современной звукозаписывающей аппаратурой, огромными финансовыми возможностями. Но и эти люди сегодня с беспокойством смотрят в будущее. Каким будет «завтра»? Квадрофония, видеокассеты? Рок или Бах? Что будет с супербоевиком завтрашнего дня?

Один из видных американских музыкальных критиков еще несколько лет назад выразился примерно так: «Рок не умрет до тех пор, пока будет приносить доходы. Время, когда денежки перестанут плыть, будет часом испытаний для этой музыки и ее подлинной жененной силы».

Резон в этих словах есть немалый.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены