«Как волна морская в пене…»

Алексей Владимиров| опубликовано в номере №1225, июнь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Он кажется осязаемым, этот синий неистовый ветер. Упруго выгнутые шеи, напряженные спины, дико косящие глаза, гривы, прижатые вихрем к прозрачной коже синих, фантастической масти коней, – всё в захватывающем, неукротимом движении!.. Но, плененный неистовым движением, созданным кистью живописца, невольно ищешь нечто, что должно было предшествовать пластическому выражению вихря. И действительно, он существует, этот первообраз, – в строках стихотворения Галактиона Табидзе «Синие кони»:

«Как волна морская в пене.

в грозном ржанье и храпенье

Кони синие лихие мчатся в смерть –

во весь опор!»

Эти строки классика грузинской поэзии послужили темой одноименной стихотворению картины Теймураза Гоцадзе, написанной им год спустя после окончания Тбилисской Академии художеств. Но, пожалуй, в поисках первообраза вернее будет сказать о вдохновении, которым молодой художник обязан поэту. Не потому только, что картина написана стремительно, как бы на одном дыхании, и в тех же эмоциональных ритмах, но главным образом потому, что здесь мы имеем дело не с неким конкретным, так сказать, событийным сюжетом, а именно с самим чувством движения, обретшим, как и у поэта, смысл символа.

Легко заметить пристрастие молодого художника к стремительному движению, к пластическому его выражению; поэтому не так-то просто избежать искушения обвинить художника в тяге к эффектной, хотя и отвлеченной символике. Но в том-то и дело, что другие, последовавшие за первой его работы отнюдь, впрочем, не лишенные подчеркнутого выражения движения, несут на себе яркую печать конкретности и событийно-сюжетной осмысленности. Лучшее тому доказательство – картина Теймураза Гоцадзе «Красный вихрь». Даже названием как бы подчеркивает художник свои индивидуальные привязанности. Но, конечно, смысл ее не исчерпывается названием – он в самой художественной ткани произведения. Композиция картины предельно экспрессивна и выразительна, ритмы порывисты, колорит, построенный на столкновении локальных красных, оранжевых и зеленых тонов, эмоционально насыщен, как и требует того сюжет картины. Этот цельный, символически обобщенный образ в подчеркнутой поэтической приподнятости воссоздает конкретные, полные романтики и высокого драматизма события февраля 1921 года, когда стремительным наступлением Красной Армии в Грузии была установлена Советская власть.

К индивидуальным качествам художника, определяющим его гражданскую и творческую позицию, нужно отнести и другую особенность Теймураза Гоцадзе. Его привлекают события крупного масштаба, к которым никто из живущих ныне не может оставаться равнодушным. Выбираемые художником сюжеты всегда значительны и требуют размышления даже тогда, когда исторически отнесены от нашего поколения на десятилетия. Так, написанная к тридцатилетию Победы композиция «Конец фашизма» заставляет задуматься не столько о трагедии минувшей войны, сколько об ответственности поколения, которого огонь и смерть этой войны не коснулись. Не случайно, конечно, картина имеет второе, призывное название – «Помни!».

Конечно, стремление к выбору значительных тем, приверженность к монументальности формы, к символической обобщенности образов и чисто живописному размаху движения не всегда укладывается в рамки хотя v большой, но станковой картины. Именно эти качества заставили художника попробовать свои силы в технике фрески. Такая работа оказалась по плечу молодому мастеру и украсила недавно интерьер телевизионного центра в Тбилиси. Не ограничивая свой замысел орнаментально-декоративными задачами, художник создал многофигурную полифоническую композицию, исполненную глубоко национальной изобразительности и воплотившую в философски обобщенных образах самый дух грузинской земли – ее историю и современность...

Награда за труд – всегда неожиданность, особенно такая высокая, как звание лауреата комсомола республики. Но, пожалуй, для тех, кто знаком с творчеством Теймураза Гоцадзе, она не была уж столь неожиданной: судя по тому, что успел сделать молодой мастер, он достоин этого звания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены