Семипалатинские бригады

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1217, февраль 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сшили и парадную форму: элегантный костюм для девушек, костюм-тройку для ребят. Ткань для формы выбирали долго и пристрастно, а когда нашли – оказалось, что на всех ее в магазине не хватит. Но и это горкомовцев не смутило: написали письмо ивановским ткачам – дескать, понравилась ваша ткань, да не хватило, выручайте. Откликнулись ивановцы, прислали партию товара специально для бригад. Между прочим, все расходы взяли на себя стройтресты.

В апреле 1976 года первый городской слет провели, зазвали на него таких гостей, как космонавт Титов, знаменитый строитель Улесов...

Но быть почину давно забытым, если дело ограничилось бы только внешними атрибутами. Чтобы юноша или девушка не чувствовали себя и вправду «брошенными в воду» новичками, горком комсомола при самой деятельной поддержке горкома и обкома партии подготовил достаточно «спасательных кругов».

Раз в неделю десятиклассники приходят в учебный комбинат треста, осваивают здесь будущую профессию, бывают на стройплощадках. И когда выпускники вместе с аттестатом получают трудовую книжку, они уже умеют что-то делать. Немного, но умеют.

Нередко новичку без специальности стройка предлагает то, от чего у иного и руки опустятся, – черновую, подсобную работу типа «принеси-подай». Для «школьных» бригад в Семипалатинске железный закон: никаких «принеси-подай» – чтобы не отбить всякую охоту, особенно у тех, кто вроде Еркена Кушенева попал на стройку случайно. С первого дня ответственная работа – для одних кладка, для других отделка- – в зависимости от выбранной специальности. Не рискованно ли? Но, во-первых, ребята еще в школе прошли небольшую практику; во-вторых, степень риска определяется разумно, и начинают они со сравнительно небольших объектов; в-третьих, рядом всегда находится опытный бригадир-наставник, звеньевые, готовые в любой момент предупредить оплошность.

Бригадиров подбирали с таким тщанием, с каким невеста жениха не выбирает, собрали лучшие силы со строек города. Организовали курс лекций для бригадиров. Лекторов – преподавателей вузов – попросили, чтоб в облаках не витали, а держались к земле поближе – в плане экономики, психологии, педагогики. И лекторы постарались: ни одного пропущенного строителями часа занятий – это в нерабочее-то время!

Ребятам гарантировали оплату – минимум сто двадцать в месяц. Не подумайте, будто за счет каких-то приписок. Просто новички один рабочий день в неделю проводят в учебном комбинате треста, «добирая» теоретическую часть программы, и за это получают стипендию. По поводу зарплаты было немало споров: не начнут ли ребята «сачковать», если заработок все равно гарантирован? Однако это правило действует ровно полгода, и каждый знает: не научишься работать – пеняй только на себя. Ну, а если такое все-таки случится – может и бригада сказать свое слово, определяя коэффициент трудового участия каждого.

И, наконец, за каждой бригадой закрепили шефа из числа партийных, советских и комсомольских руководителей города.

Незаслуженный подарок?

Чувствую, как у читателя поднимается раздражение:

– А за какие такие заслуги им особые условия? Костюмы бесплатные, шефы персональные, зарплата немалая и так далее... Что они такого совершили? Ну, пошли работать после школы – подумаешь, подвиг какой...

Действительно, ребята, не совершив ничего особенного, сразу получают подарок, и подарок, еще не заслуженный. Авансом, как в таких случаях говорят. В том и дело: сумеют они аванс оправдать или нет, не зря ли строительные тресты шли на большие хлопоты и затраты, связанные с организацией бригад?

Михаил Филиппович Першин, заместитель секретаря парткома треста, на вопрос ответил вопросом:

– Допустим, вы плотник-бетонщик пятого разряда. Я мастер. Вы пришли работать на мой участок. Чем поинтересуетесь в первую очередь?

– Ну, очевидно, насчет инструмента, бытовки, спецодежды...

– Ничего подобного. Вы спросите: «По скольку в день наряд закрывать будешь?» «По семь рублей». «Тогда до свиданья». А я при острой нехватке рабочих рук не только проглочу ваше хамство, но постараюсь уговорить: «Может, на десятке сойдемся?» Вот такой диалог у нас произойдет. Можно и продолжить ситуацию. Я, мастер, однажды пойдя на такую сделку, оказываюсь в зависимости от вас. Вам не привезли раствор, вы приходите ко мне: «Мастер, раствора нет. Я предупредил, остальное меня не касается». Раствора нет и не будет, а я сижу и чешу в затылке: что б вам такое в наряд записать, десятку обещанную натянуть? Отсюда происходит самое страшное зло – приписки. Не хочу бросить тень на всех строителей, но каждый поймет, что ситуация, обрисованная мной а несколько утрированном виде, еще встречается. Почему я вспомнил о ней в разговоре о молодежных бригадах? Поймите, они помогают нам решать целый ряд серьезных проблем, даже не догадываясь о том. Поясню.

Мне, мастеру (продолжим нашу игру), теперь не нужно кривить душой. Получаю наряд на определенную работу, прихожу к этакому хапуге и говорю с ним уже не подобострастно: «Вот наряд. Возьмешься сделать? Ах, заработок не устраивает? Как хочешь. Этот наряд я передаю комсомольской бригаде».

Другой случай. В бригаду не привезли раствор или кирпич. Кто-то будет спокойно перекуривать (мастер не обидит, закроет наряд «как надо»), а эта зеленая молодежь будет во все колокола трезвонить, пока всем ее не обеспечат. Она не привыкла к неполадкам, не может мириться с плохой организацией труда, она не развращена рваческим отношением к стройке. Поэтому нельзя мерить значение бригад вчерашних школьников только рублями, суммой освоенных ими средств.

Глядя на молодых, и «старички» подтягиваются: как же, какие-то сосунки их обставляют! А что касается разных хапуг, они уже усвоили: или будут работать по-новому, или молодежь их просто вытеснит. Вот что надо понять: именно через комсомольско-молодежные бригады мы можем поднять общую дисциплину на стройке, организацию труда, искоренить порочные привычки.

Так что затраты на создание бригад полностью оправданы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены