Почему они одиноки

опубликовано в номере №830, декабрь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вы уже посмотрели на этот кофейный сервиз я на «Модницу», на рыб и тарелки для фруктов, на вазы для конфет, цветочники, аиста. Они поражают не только новизной и оригинальностью форм, но и необычностью рисунка, яркой гаммой красок. И что самое примечательное - все эти вещи сделаны из пластмассы. Вы, конечно, заинтересовались, где приобрести эти вещи, и готовы написать в редакцию письмо, задав именно этот вопрос. Кое-кто из вас вспомнил и статью «Жизнь требует», опубликованную в четвертом номере «Смены» почти год назад. В ней говорилось не только об эстетике нашего быта, но и о причинах, тормозящих выпуск предметов декоративно-прикладного искусства. Печатая фотографии новых изделий из пластмассы, «Смена» возвращается к поднятой ранее теме. Мы публикуем корреспонденцию С. Мариева, присланную из г. Сочи.

Около здания художественного салона в г. Сочи часто стоит длинная очередь. Рассказывают, что в дни продажи изделий сочинских художественно-производственных мастерских директор предприятий Николай Андреевич Петраш с трудом попадает на работу: покупателя требуют предъявить удостоверение... И все из-за «сочинской пластмассы». В салоне есть книга отзывов. Вот записи, которые я взял из нее. «... Ленинградцы - народ балованный... Нас ничем не удивишь. Но работа сочинских мастеров поражает изяществом...». «... Желательно видеть все это не только в Сочи, но и в других городах страны...». «... Это прекрасно! Это замечательно! Быстрее на полки магазинов!» В самом деле, почему же «этого» нет в магазинах? Десятки художников и мастеров-умельцев создают для сочинских художественно-производственных мастерских интереснейшие произведения из пластмассы. Но одно дело - эскиз или модель, а другое - готовое изделие. Много технических трудностей пришлось преодолеть сочинцам, чтобы научиться делать сложные, многокусковые изделия из разноцветной пластмассы. Пришлось создавать свои оригинальные пресс-формы и переделывать прессы для изготовления деталей асимметричной формы. Здесь, к примеру, впервые в гидропрессах были применены манжеты из полиэтилена. Именно рационализаторские предложения сочинских мастеров и механиков помогли создать единственную в нашей стране технологию обработки пластмассы. Но коллективу талантливых умельцев приходится работать в невообразимо сложных условиях. Помещение пластмассового цеха, который возглавляет большой энтузиаст своего дела Александр Михайлович Косневич, представляет собой, по существу, сарай, разделенный перегородками на маленькие комнатки, общая площадь которых не превышает 200 квадратных метров. Много ли сделаешь на такой «производственной» площади? Для пластмассового цеха строится новый трехэтажный корпус. Но когда он будет готов? Ноябрь 1960 года, июнь 1961 года, октябрь 1961 года - давно миновали бесчисленные сроки сдачи корпуса в эксплуатацию. Но воз, как говорится, и ныне там. Сочинцам нужно помочь. Новое здание площадью в 600 квадратных метров при расширении оборудования даст возможность в несколько раз увеличить выпуск продукции. Но это еще не все... Н. А. Петраш с карандашом в руках подсчитывает, что даже в этом случае сочинская пластмасса «не вырвется» за пределы города - все будет раскупаться на месте. А как сделать, чтобы во всех уголках страны появились столь полюбившиеся всем, кто их видел, изделия из пластмассы? Очевидно, Художественный фонд РСФСР и Союз художников СССР должны серьезно задуматься над распространением ценного опыта сочинцев. Может быть, целесообразно построить в ряде городов аналогичные производственные цехи-филиалы и организовать в них размножение образцов, созданных в Сочи? Ведь нынешние тиражи - это капля в море не только для страны, но даже и для самого города, где рождается чудесная продукция. Увеличение тиража позволит привлечь к разработке образцов лучших мастеров прикладного искусства из разных городов страны, снизит розничные цены на продукцию из пластмассы, даст возможность увеличить ассортимент предметов. Производственные филиалы смогут полностью заимствовать технологию, разработанную в Сочи, а образцы станут своего рода «матрицами», с которых по мере надобности будет «печататься» дополнительное количество изделий. Думается, что комсомольцы, и в первую очередь Сочинский горком ВЛКСМ, должны взять шефство над этим большим и нужным делом. Почему сочинской молодежи не достроить производственный корпус своими силами, методом народной стройки? Это сделать можно и нужно. Этого требует сама жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены