Мелодии камня

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1214, декабрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если армянский скульптор говорит, что не любит работать с туфом, значит, тому есть серьезные основания. По словам Левона Токмаджяна, туф слишком легко поддается обработке. Левон же любит подчинять себе неподатливый материал – базальт, гранит, мрамор. Потому, не видя еще скульптур Токмаджяна, я представлял себе массивные, угловатые формы, олицетворяющие каменную твердость излюбленных скульптором пород. Но с первого же взгляда на его работы я почувствовал в них совершенно иное настроение, которое я определил бы как музыкальную певучесть. Возможно, в этом «виновата» вторая профессия Токмаджяна: он окончил вокальное отделение народной консерватории, и, кстати сказать, именно за группу скульптурных работ под общим названием «Песня» Левон Токмаджян был удостоен звания лауреата премии комсомола Армении.

Нельзя, конечно, считать случайностью, что с первых же шагов самостоятельного творчества особое место занял в работе молодого скульптора портрет: в этом жанре Левон Токмаджян почувствовал возможность передать наиболее тонкие, неуловимые движения человеческой души, которые, будучи выражены в музыке, становятся мелодиями... Портреты Токмаджяна, сделанные с натуры, индивидуальны и неповторимы. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с портретами отца и матери скульптора, портретами Карине или Мартироса Сарьяна...

Иногда портреты Токмаджяна не имеют реальных прототипов и называются обобщенно – «Чтение», «Элегия», «Беседа», «Гордая». Но и в этих композициях герои Токмаджяна настолько индивидуальны и психологически многогранны, что становится ясно: в основе образов, созданных воображением художника, – очень точные и очень яркие реальные впечатления...

Левону Токмаджяну близки не только лирические, элегические мотивы. Нередко его эмоции и темперамент требуют иного выражения, и тогда художник находит им выход в острых экспрессивных композициях.

В мастерской Токмаджяна стоит сейчас небольшая скульптурная группа «Танец Победы». Она, как мне кажется, просто требует многократного увеличения и просится на простор, на площадь, – настолько проникнута она стремительным движением, мощным порывом. И именно в этой скульптуре видится мне образ нашего времени, его вдохновенной устремленности в будущее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Возмужание

Председатель федерального правления Коммунистической молодежи Австрии, член ЦК КПА Вилли Рау отвечает на вопросы специального корреспондента журнала «Смена»