Писатели комсомола

А Машбиц-Веров| опубликовано в номере №28, май 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

С. Чуйков

СРЕДИ НАШЕГО молодого поколения писателей тов. Чуйкову принадлежит свое особое место. У него - свои темы, своя манера письма. Он рассказывает о киргизах - об этом древнем, порабощенном племени, только теперь, с революцией, получившем свободу и пробуждающимся к достойному человека существованию. Он рассказывает об их тяжелой, как вековое рабство, азиатской, темной жизни, об их борьбе. И манера его письма тоже близко напоминает азиатскую, восточную поэзию. Его рассказы (см. «Смена» № 15 - 16 24 г. - рассказ «Кумри», также «Смена» №2 за 25 г. - рассказ «Брынь - брынь») и повесть «Вершинная быль» (изд. «Мол. Гвардия») читаются, как большие песни. В них чувствуется размеренность, ритм - будто кто - то поет их под звуки домбры 1):

* * *

КИРГИЗСКИЙ БЫТ, который, главным образом, и изображает Чуйков, - он хорошо знает. И немудрено: Чуйков происходит из крестьян Семиречья - из этой далекой области, находящейся у китайских границ и населенной преимущественно киргизами. Он с киргизами прожил все свои юные годы, работая вместе с ними уже с 8 - ми лет батраком на рисовых полях дунганов 2). С. Чуйков, конечно, не вышел бы из этого тесного и темного круга своей жизни, если бы не революция. Именно она вынесла его из далекой, дикой страны в Москву, на рабфак, к подлинной творческой жизни.

***

ТАКИМ ОБРАЗОМ, Чуйков на собственном опыте убедился в положительной роли революционного переустройства жизни. И он прекрасно понимает, что единственное спасение, единственный путь для подлинного изменения и переустройства темной и затхлой жизни киргиз - это путь беспощадной революционной борьбы. Борьбы со старыми азиатскими пережитками и предрассудками, борьбы со всем тем, что задерживает свободное развитие и просвещение киргиз.

***

И ЭТА ИМЕННО революционная борьба всюду выводится молодым писателем. Борьба эта ведется в 2х направлениях. Ее первая фаза - теперь уже ушедшая в прошлое - борьба с царским правительством. О ней Чуйков рассказывает, главным образом, в повести «Вершинная быль»; об этом же рассказ «Брынь - брынь».

НО ЕСЛИ неорганизованная борьба старшего поколения была заведомо обречена на гибель, именно вследствие своего неорганизованного, стихийно - бунтарского характера, то, - наоборот, - борьба нового поколения, организованного под руководством компартии, идет к верной победе.

И здесь перед нами - 2 - я фаза борьбы, которую рисует в своих произведениях Чуйков - борьба за новую жизнь нового поколения.

В повести «Вершинная быль» - Кадыр (старое поколение, одиночка) - гибнет, но Мамети Тургамбек - молодые выживают, поступают на рабфак, в партию, работают, делаются иными.

* *

КОНЕЧНО, САМО собой разумеется, что и борьба нового поколения, правда, уже не с царским правительством, а с вопиющими, азиатскими предрассудками отцов - очень тяжела, неимоверно подчас тяжела и жестока. Ведь здесь идет борьба с давящим бытом, отстоявшимся веками; борьба с деспотизмом отцов, с фанатической религиозностью, с дикими азиатскими обычаями.

В рассказе «Кумри» - 15 - летнюю девочку - ребенка выдают замуж за огромного, больного и грубого Чакназу. Кумри еще хочется играть с детьми, но ей уже надо быть женой... Она заболевает, но ей нельзя идти к врачу, потому что замужней женщине нельзя показываться чужому мужчине... А когда Кумри осмеливается (украдкой, конечно) посидеть и поговорить с комсомольцами, - и муж об этом узнает, - он ее избивает до смерти... Ибо, с точки зрения киргиза, - это неслыханная измена, когда замужняя женщина сидит с открытым лицом и разговаривает с чужим мужчиной... Так гибнет маленькая Кумри...

Не лучше также и участь мальчиков. Отцы заставляя ют их подчиняться себе силой нагайки, побоями Отец - Усман - Али (из рассказа «Кумри»)

приказывает сыну - Кочкору (комсомольцу) молиться «всемогущему Аллаху», иначе его ждут побои, голод, а, может быть, - участь Кумри. И Кочкор вынужден подчиняться темному отцу...

***

Но, НЕСМОТРЯ на все это, новое все же растет, крепнет. И когда приходит свой час, когда созревает обида и злость, и ясней встает сознание о несправедливости отцов - об их темноте и жестоком деспотизме, - тогда отрывается молодежь от насиженного, но темного гнезда родителей, и уходит на свободу, к свету. Так, например, после смерти Кумри раскрываются глаза у ее брата, Кочкора, и он навсегда бросает отца. Точно так же с революцией бросил своих Мамет (из повести «Вершинная быль»), бросил и ушел на фронт, а после в Москву - на рабфак.

* *

УКАЗАННЫМИ темами - революционная борьба старшего, а также нового поколения - пока что исчерпывается творчество Чуйкова. Много у него искренних и ярких страниц об этой борьбе. Но много еще также и недостатков.

***

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены