Как читать научную книгу

Р Минц| опубликовано в номере №16, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

НАЧИНАЯ С ЭТОГО номера, мы постараемся на этой страничке давать читателю ряд советов о том, как разумно читать популярную научную книгу... Не думайте, что это всем прекрасно известно. Громадное большинство из нас при чтении делает целый ряд непростительных грубых ошибок и самым бессовестным образом растрачивает и свое время и свою умственную энергию. И растрачивает потому, что совершенно не обращает внимания на целый ряд « несущественных мелочей», от несоблюдения которых и получается наше « бесхозяйственное» обращение с самым дорогим, что есть у нас - с нашим временем, нашей памятью и умственной энергией.

Мы много говорим о научной организации труда, о поднятии производительности, о том, что надо как можно экономнее обращаться с запасами энергии, сырья и продуктов обработки наших заводов и фабрик. Но очень редко можно услышать об экономии в расходовании нашей памяти и нашего времени при умственной работе.

А между тем в этом и состоит начало действительно разумно и правильно поставленной борьбы за производительность труда, особенно среди нашей рабочей молодежи. Прежде всего, нам надо научиться правильно и бережно расходовать нашу память, нашу способность думать, понимать и соображать, а уже потом говорить и заботиться об экономии всего остального.

Это так понятно, а между тем большинство из нас далеко не выполняет таких, казалось бы, ясных и простых условий сбережения самого дорогого своего богатства - памяти и способности правильно и успешно вести свою умственную работу.

Об этом - то мы и будем говорить в целом ряде последующих номеров журнала. Мы будем часто указывать на мелочи, которые, быть может, многим покажутся ненужными и несущественными. Но, ведь, только из мелочей и создаются большие дела, только, выполняя эти мелочи, и можно добиться экономного расходования нашей умственной энергии.

НА УМСТВЕННОЙ работе, куда больше, чем на физической, мы чувствуем обыкновенно влияние утомления... Стоит нам хотя бы немного утомиться при чтении какой - нибудь научной книжки и глаза наши только пробегают по строчкам, основной смысл прочитанного куда - то ускользает и в памяти остаются только отдельные слова. Мы уже не можем сосредоточиться и нас начинает невольно интересовать летящая муха или пятно на обоях, чем само содержание даже подчас очень интересной книжки.

Все это происходит потому, что наш мозг, наша « умственная машина», точно так же, как и станки и машины наших фабрик и заводов, время от времени нуждается в отдыхе. Она не терпит излишнего утомления, и никакой силой воли вы не заставите ее работать быстро, хорошо, без перебоев, когда мозг ваш переутомлен сверх меры. Вы только понапрасну истратите время на сиденье над книжкой и в результате можете получить лишь головную боль и сильную усталость, но никак не пользу от прочитанной, но не понятой книги.

Поэтому первое условие при чтении научной книжки не утомлять себя.

А для этого надо создать при чтении разумную обстановку и точно соблюдать целый ряд « несущественных мелочей».

Прежде всего - когда читать? Самое лучшее время для этого - раннее утро до ухода на работу или же после часового отдыха, придя с работы. Но во время этого вовсе не обязательно спать, как это делают многие. Даже - наоборот. Несравненно лучше просто лежать на спине, вытянувшись и стараться ни о чем не думать. Этим облегчается кровообращение, и мозг скорее восстанавливает свои силы для дальнейшей работы.

Но не жалейте времени на отдых и при самом чтении книжки. После каждого часа работы очень полезно 10 минут отдохнуть, опять - таки лежа, вытянувшись и не думая о прочитанном. И вообще - никогда не экономьте времени на разумный отдых. Потому что работа с утомленным мозгом - не только зря потраченное время, но и недопустимая растрата ваших умственных сил.

Кроме правильно поставленного отдыха при чтении научной книжки очень важна и окружающая обстановка. Старайтесь никогда не работать в духоте и спертом воздухе. Лучше пусть будет холод, чем непроветренная комната.

Надо позаботиться и о правильном освещении.

Нельзя, чтобы свет лился прямо в глаза. Он должен падать на книгу или сзади или с левой стороны. Стол лучше поставить к окну левым боком или вдоль окна. Но особенно нужно бояться вечернего освещения. Если нельзя устроить лампу наверху, т. - е. так, чтобы она была над головой, то надо посредством абажура или бумаги (желательно зеленого цвета) направить ее свет только на страницы.

Не следует забывать неправильном положении тела при чтении. Надо стараться сидеть прямо, не сгибая спины и как можно спокойнее - не ерзать, не делать ненужных движений. Ведь, каждое лишнее движение отнимает от вас часть вашей энергии и, значит, приближает и увеличивает умственное утомление.

А для того, чтобы не расходовать энергии зря, надо так установить необходимые принадлежности на вашем рабочем столе, чтобы употребление их требовало от вас наименьшего числа движений. Так, тетради для выписок из книги (о них - в следующих номерах) лучше всего держать у правой руки.

Карандаш обыкновенно не сразу подымается со стола. Ведь обычно приходится немного повозиться прежде, чем взять его. Поэтому, лучше всего, чтобы карандаш опирался одним концом (отточенным) на какую - либо подставку. Можно для этой цели просто-напросто использовать резинку, хотя лучше, конечно, чтобы подставка была постоянная.

Курить и есть можно только отдыхая, а ни в коем случае не во время работы.

Вот то основное, что надо помнить перед тем как начинаешь читать научную книжку. Это - мелочи, выполнить их ничего не стоит, а результат от их выполнения получится прекрасный.

О том же, как производить выписки из книги, как постараться ухватить главную мысль книги, о том, как справляться с непонятными и иностранными словами, попадающимися при чтении, о многом и многом другом - в следующих номерах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены