Комсомольцы в фабзавуче

Сим| опубликовано в номере №13, сентябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отличаются ли комсомольцы от беспартийных фабзайцев

В школах фабзавуча Москвы в среднем 50% комсомольцев. В отдельных отраслях промышленности и отдельных школах процент комсомольцев повышается до 80 и даже 90%, т. - е. в некоторых школах почти все ученики комсомольцы. Естественно возникает вопрос: чувствуется ли влияние комсомольцев в школах фабзавуча, отличаются ли чем нибудь комсомольцы от остальной массы. Приходится отметить, что влияние комсомольцев довольно слабо (за исключением некоторых школ). В большинстве школ комсомольцы по отношению к школе мало чем отличаются от остальных ребят. Лишь изредка отдельные комсомольцы «затевают бузу» по тому или иному вопросу, уж очень больному для фабзайцев, как, например, сокращение учебного плана или устранение неподходящего заведующего или преподавателя. Такие случаи инициативы ребят бывают, но дело ограничивается большой частью тем, что, добившись своего (а добиться этого сравнительно нетрудно), комсомольцы успокаиваются надолго, и школьная жизнь течет по - прежнему без их участия и влияния.

В большинстве школ даже в таких «конфликтах» не проявляется самодеятельность и инициатива комсомольцев. Наоборот, наиболее активные и сознательные из них занимаются общественной работой вне школы, а в школьных делах не принимают участия, отрываясь от школы даже в ущерб своим занятиям. Нагрузка их всякого рода обязанностями так велика, что работать в школе для них немыслимо. Рядовые же комсомольцы занимаются, в общем, не хуже и не лучше рядовых фабзайцев и, помимо выполнения школьных заданий, никаких отношений со школой не имеют.

Почему лозунг: «Комсомолец - примерный ученик» не правилен и на практике провалился

ВЫКИНУЛИ, БЫЛО, комсомольские организации лозунг: «комсомолец - примерный ученик», но он не имел успеха, точно так же как и другие подобные лозунги: «комсомолец не пьет, не ругается»; «не курящий комсомолец - пример».

Очевидно, дело не в подобных заповедях, а в чем - то другом.

- Как, - скажут некоторые, - ты против того, что комсомольцы должны быть примерными учениками. Ты против того, чтобы комсомольцы на собственном, живом примере показали, как надо относиться к своим обязанностям в нашем советском государстве. Если комсомольцы не будут примерными учениками, примерными рабочими, кто же тогда поверит их агитации и т. д. и т. д.

Мы говорим, прежде всего, о том, что сколько ни пиши инструкций, «правил внутреннего распорядка» в школе - все равно комсомолец будет, как и все остальные, отлынивать от работы и стекла бить и так далее. Почему? Да потому, что он в таком возрасте находится, когда глупости сам бог велел делать, а во - вторых, школа фабзавуча пока еще так плохо организована: преподаватели преподают сухо, не знают производства, в мастерских не хватает оборудования и т. д., что лучшие, наиболее энергичные, активные и бойкие ребята ясно видят все недостатки преподавания, не хотят выполнять глупой работы и быть «примерными дураками».

Например, в одной московской школе фабзавуча преподаватель заставил ребят читать доклад «об имени существительном». Во многих школах ФЗУ ребят заставляют делать сотнями и тысячами какую - нибудь деталь: гайки, втулки и т. п. Неужели комсомолец, как примерный ученик, должен безропотно все это проделывать и думать, что эти недостатки кто - то исправит, а его дело - учиться и выполнять приказания учителей и инструкторов. Из такого комсомольца не коммунист выйдет, а чиновник.

Настоящий комсомолец должен начать борьбу с такими явлениями, хотя бы это отразилось на его успехах, а не ждать, что кто - то эти недостатки исправит.

«Комсомолец - примерный ученик» - неправильный лозунг, так как совершенно не говорит, что сами комсомольцы в первую очередь должны строить школу, бороться с ее недостатками, объединять в этой борьбе вокруг себя беспартийную молодежь. Это неправильный лозунг еще и потому, что комсомолец не может интересоваться прежде всего своими личными успехами в занятиях, не может тратить свои силы на то, чтобы самому добиться личного успеха, забыв о товарищах.

В школах ФЗУ очень часты случаи, когда фабзаяц не занимается потому, что работает по вечерам и ночью, чтобы поддержать семью (например, по проводке электричества) и так устает, что на уроках спит. Понятно, что такой парень посылает «примерного ученика» к черту. Дело комсомольца в этом случае помочь такому фабзайцу, даже если бы эта помощь отразилась на его собственных успехах, а не заниматься проповедью:

- Вот смотри, как я хорошо работаю.

Таким образом, примерный комсомолец должен думать сначала о других, а потом о себе, а не наоборот, хотя бы его успехи при этом страдали. Примерный комсомолец должен отличаться от других фабзайцев не тем, что он примерный ученик, а тем, что он везде и всегда учится коммунизму - в том числе и в фабзавуче. А лозунг: «комсомолец - примерный ученик» воспитывает не коммунистов, а карьеристов.

Как комсомольцу учиться коммунизму в школе фабзавуча

НО ЧТО ЗНАЧИТ - учиться коммунизму в фабзавуче. Быть может, комсомольцы должны внимательнее, чем беспартийные относиться к урокам обществоведения. Безусловно, обществоведение очень важно для комсомольца, но, ведь, нельзя ограничиваться одними коммунистическими брошюрами и книжками. Ясно, что это го мало, и коммунистическое воспитание одним обществоведением не ограничивается.

Что еще делать комсомольцам, если они в фабзавуче хотят учиться коммунизму и этим отличаться от беспартийных ребят. Остается один ответ: комсомольцы должны учиться на практике строить свою школу, бороться с ее недостатками, бороться за то, чтобы фабзавуч действительно готовил сознательных рабочих, рабочих - коммунистов.

В этой борьбе комсомольцы должны учиться организовывать и объединять остальных фабзайцев; тогда, выйдя из школы, они сумеют организовать и объединять рабочих.

Но, ведь, есть заведующие, инструктора, преподаватели, которым платят за то, чтобы они руководили и управляли школой. Зачем комсомольцам лезть не в свое дело и своими действиями срывать работу администрации.

Первый грех фабзавуча в настоящее время состоит именно в том, что почти вся школьная жизнь строится не фабзайцами, а заведующими, инструкторами, преподавателями. Сами ребята не умеют и не учатся организовывать свою школу - они лишь пользуются тем, что для них создают другие. Такие фабзайцы, в будущем, выйдя из школы, будут относиться к заводу, предприятию не как хозяева, а как наемники, которым в сущности все равно, как и чем живет предприятие - лишь бы им было хорошо.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В стране хризантем

Путешествие комсомольца Ипполита