Сибирячка

Валентин Кирсанов| опубликовано в номере №1147, март 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Когда ее стали называть Галимой? Дайте-ка вспомнить. – Галина Павловна Горенкова чуть призадумалась. – По-моему, после того первенства России, когда она стала второй в многоборье и первой в двух видах упражнений. Было это в 1967 году... До этого мы называли ее Галочкой, Галей, Галиной, а тут она назвала себя кому-то из корреспондентов Галимой, и, знаете, это имя ей очень подошло. Зазвучало, так сказать, значительнее, артистичнее. Так потом и пошло – Галима Шугурова...

Под этим именем ее узнал и запомнил весь спортивный мир. Спустя два года, в 1969-м, Галима Шугурова успешно сражалась с болгаркой Гиговой на чемпионате мира и лишь в последний момент отдала ей «золото», скромно оставив себе «серебро», – ведь она была дебютанткой. На следующем первенстве мира – в 1971 году – «равновесие» сохранилось. Галиме очень хотелось победить знаменитую болгарку. Два года, отведенные на подготовку к чемпионату мира 1973 года, Галина Павловна Горенкова, заслуженный тренер РСФСР, считает самыми плодотворными в своем многолетнем содружестве с Шугуровой.

– И победа была прямо-таки в руках, Галима выиграла все виды многоборья, но обруч подвел, и вот... компромисс: на золотом пьедестале рядом Шугурова и Гигова.

Мы разговаривали с ней в кабинете заведующего отделом спортивной и оборонно-массовой работы Омского обкома комсомола А. Сивицкого. Родина Галимы – Омск – не значится среди крупных спортивных центров, и совершенно напрасно: омичами называют себя чемпион мира самбист А. Пушница, серебряный призер мюнхенской Олимпиады фехтовальщик В. Боженов, обладатель серебряной медали чемпионата Европы борец-классик А. Кочнев, олимпийский чемпион велогонщик Г. Комнатов, чемпион мира по акробатике Ю. Зикунов... Да и муж Галимы, серебряный призер первенства мира 1971 года велогонщик Ренат Шарафулин, тоже коренной омич.

– Когда Галочка впервые пришла в зал, маленький, неудобный, без станков, без нужного освещения, холодный, никто бы, конечно, не подумал, что тут может вырасти чемпионка мира, – вспоминала Горенкова. – Однако девчушки (в том первом наборе их было сто) занимались охотно, полюбили художественную гимнастику, и многие из них стали мастерами спорта, чемпионками...

Говорят – «тяжело в ученье – легко в бою», но сибирским гимнасткам «в бою» оказалось не менее трудно: нужно было преодолеть многолетние привычки, предубежденность знатоков, завоевать, другого слова и не подберешь, авторитет на всесоюзной арене.

«Художницы из Омска? – пожимали плечами некоторые тренеры и судьи. – А кто из известных гимнасток там есть? Кто тренер? Горенкова? Ну, что ж, посмотрим...» И посмотрели. И увидели. На первенстве школьников России в 1966 году Любу Беликину, ставшую победительницей, а через год – Галю, тогда еще Галю, Шугурову, на равных сражавшуюся с известнейшими в то время сестрами Назмутдиновыми.

– Вот тогда-то о нашем городе и заговорили. – Галина Павловна помолчала, а затем добавила: – А нас перевели в новый зал. Сейчас в Омске художественной гимнастикой занимаются свыше трехсот девочек...

– Как сейчас тренируется Галима? Да никак... Два месяца с группой спортсменов провела в Австралии, в США, а потом приболела. Грипп... Впрочем, завтра должна начать заниматься. Приходите.

...Начали они с ходьбы – в приседе, с поворотами, с выпадами, с прыжками. Потом у станка выполняли танцевальные движения: переходы из одной балетной позиции в другую, пируэты – ординарные и двойные. Работали над гибкостью, над «растянутостью», в общем, надо всем, что делает их изящными, грациозными и физически сильными. Ведь чтобы отлично выполнить упражнение со скакалкой, обручем, лентой или мячом, нужна огромная выносливость, да еще в сочетании с элегантностью, изяществом и легкостью, нужен огромный запас мощности, который набирается изо дня в день изнурительной работой у станка и «прогонами». Прогонами «художницы» называют пяти, семи, двенадцатикратные повторения своих упражнений; добавьте к ним десятки, сотни повторов отдельных элементов, порой весьма сложных, и вы согласитесь, что тренировка у девушек не менее насыщенная, чем в любом мужском виде спорта. Вот одно из заданий тренера: стоя лицом к станку, взмахом левой ноги назад достать правое плечо. По-моему, это немыслимо! Но девочки по десять раз запросто выполняют этот трюк, некоторые достают плечо чуть ли не... коленом.

Так проходят полчаса... час... полтора... Движения сменяют друг друга, вместо четырех их исполняют по восемь, шестнадцать раз подряд. Лица «художниц» розовеют, на лбу появляется испарина, кое-кто уже вздыхает, но Галина Павловна неумолима.

Движения Галимы так же четки и размеренны, как и полтора часа назад, и заканчиваются они в точном соответствии с окончанием музыкальной фразы. Впечатление такое, что упражнения не вызывают у нее никаких усилий, настолько все выглядит естественным. Глядя на Галиму, я невольно начинаю сравнивать ее с классным гимнастом, «работающим» на перекладине. У него тоже заметно это «безусилие», а всякие там «солнышки», перелеты, соскоки-сальто, вплоть до «лунного», получаются как бы сами собой. Происходит это потому, что гимнаст высокого класса чрезвычайно точно соразмеряет свои усилия с тем движением, которое ему предстоит выполнить. Ни на грамм больше и, что чрезвычайно важно, в самый нужный момент. Смотрю на двух девушек, стоящих рядом с Галимой. Вроде бы все идет отлично. Но прямо-таки физически ощущаешь, сколько они для этого прилагают усилий! Естественно, что не остается времени не только на «отдых» во время исполнения упражнений, как у Галимы, но частенько просто на вдох и выдох. Вот почему на их лицах усталость и пот;

Когда потом, после разминки, мы с Галиной Павловной присели на низкую гимнастическую скамейку и я начал развивать эту свою «теорию», она чуть улыбнулась и сказала:

– Но ведь в таком чувстве движения и состоит мастерство... Однако нам пора наверх...

«Верх» – это огромный зал на втором этаже, где «художницы» уже на ковре работают над своими произвольными комбинациями. Именно тут можно увидеть и понять сегодняшнюю художественную гимнастику. Я не открою ничего нового, сообщив, что в ней мирно сосуществуют со спортом элементы акробатики, балета, цирка... Причем слиты они настолько органично, что выделить какой-то элемент в чистом виде невозможно так же, как, например, невозможно в живописи обойтись лишь двумя красками. Попробуйте из упражнений с лентой исключить мостики, перевороты вперед и назад, различные кувырки, и останется весьма несложный балет, обрамленный зигзагами ленты. Выкиньте из этого же упражнения пируэты, танцевальные шаги и па, и останется простейшая акробатика, оживленная все той же извивающейся лентой. И все же, мне кажется, приоритет искусства в художественной гимнастике бесспорен (недаром ведь она и называется художественной).

Занятия закончились, мы идем с Галимой по парку, в котором разместился спортивный комплекс, и она рассказывает:

– Меня иногда спрашивают, почему я занялась художественной гимнастикой. Если честно: не знаю. Скорее всего потому, что Галина Павловна сумела внушить, что это замечательный вид спорта. Научила любить гимнастику... Ведь когда я начинала, мне было девять лет. Что я могла знать о спорте вообще? Ничего. Правда, мне всегда нравилось смотреть, как спортсмены сражаются за победу, и я всегда за кого-нибудь «болела»... Меня и сейчас волнуют напряженность борьбы, страсти, которые разгораются у хоккеистов, борцов, велогонщиков.

– Но какие же страсти в художественной гимнастике?

– Вам кажется, что их нет? Ошибаетесь. Конечно, они не вырываются так откровенно наружу, как, например, в хоккейных матчах. Они спрятаны внутрь каждой гимнастки, но от этого не становятся менее напряженными. Если не наоборот... Конечно, главное в художественной гимнастике – это техника. Впрочем, как и во всех других видах спорта. Но у нас нужны и эмоции. А они даются очень нелегко... Выматывают, пожалуй, посильнее самых сложных элементов. На себе испытала...

Галима взглянула – в который уже раз – на часы и непроизвольно ускорила шаг. А я вспомнил слова ее тренера: «Вы уж, пожалуйста, ее не очень задерживайте. Сейчас ведь идут экзамены». Шугурова – студентка третьего курса Омского института физкультуры, как она сказала: «Наконец-то...» До этого она два года по настоянию родителей училась на факультете иностранных языков.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Делись светом!

С Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР, бригадиром шахтоуправления «Юбилейное» комбината «Южкузбассуголь» Геннадием Николаевичем СМИРНОВЫМ беседует специальный корреспондент «Смены» Сергей СМОРОДКИН