Мастера о мастерстве

опубликовано в номере №1167, январь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мой ориентир

Анатолий Деев, победитель Всесоюзного конкурса молодых каменщиков

Десять лет я работаю на стройках Воронежа. «Улицы мои и дома мои» есть во всех районах города. И я иногда показываю их своим знакомым. Большинством зданий, в строительстве которых я участвовал, действительно можно гордиться. Это красивые, добротные дома, поставленные на века.

Все эти годы я принимал участие и в разных конкурсах профессионального мастерства, но дальше первенства в своем управлении не прорывался. И вот, наконец, долгожданная победа.

Думаю, что эта победа принадлежит не только мне, но и всем строителям Воронежа, уже давно соревнующимся за качество своей работы. Это соревнование заставило всех строителей и особенно молодежь больше времени уделять повышению профессиональной подготовки, изучать смежные специальности. Сейчас у нас немало ребят, владеющих двумя- тремя профессиями. И не удивительно, что в финале Всесоюзного соревнования участвовали и ребята, имеющие высокие разряды не только каменщиков, но и бетонщиков, плотников, арматурщиков...

Мастер – каким бы хорошим он ни был – не может остановиться у какого-то предела, ему должно быть присуще постоянное стремление к совершенству, он обязан повышать свою квалификацию каждодневно. Не повышать – значит терять, отставать от стремительного движения технической мысли. Но повышать свою квалификацию – совсем не означает без конца повышать свой разряд. Это, конечно, тоже важно, но вовсе не главное. Высокий разряд, к сожалению, не всегда соответствует высокой квалификации, значит, главным надо считать творческое отношение к порученному делу, к своей профессии, к своему станку и к самому себе, наконец, потому что настоящий мастер никогда не чувствует себя все познавшим, в нем живет вечное чувство жажды, жажды знаний, жажды нового, и он задумывается над «обыкновенным», ищет там, «где не потерял». Из таких людей и рождаются рационализаторы, изобретатели, исследователи. Таким человеком, мне кажется, является строитель из Ростова-на-Дону Владимир Суровцев. Он уже не один год работает на реконструкции завода Ростсельмаш» и, несмотря «а свои 25 лет, носит высокое звание «Наставник молодежи». Ему есть что передать начинающим строителям. Даже во время ответственных соревнований на строительстве Волгодонского завода «Тяжмаш» Володя так безупречно сложил угол здания, что эту работу решили оставить как «учебное пособие» для молодых каменщиков. Володя и получил один из главных призов конкурса – «За лучшее качество работы».

Качеству нашей работы мы, строители, придаем большое значение. За все годы работы я не помню случая, чтобы мы сдали свой объект на «удовлетворительно» – в актах приемочных комиссий всегда была оценка «хорошо». А сейчас мы стремимся к большему. И ориентир у нас есть – знаменитая бригада Николая Анатольевича Злобина. Метод Злобина находит все больше и больше последователей. Потому что он позволяет не только еще лучше работать, но поднимает и самих строителей на более высокую качественную ступень, делает их подлинными хозяевами стройки.

Быстрее, больше и лучше

Виктор Петров, победитель Всесоюзного конкурса молодых фрезеровщиков

На экспериментальном участке конструкторского бюро Министерства сельского хозяйства Латвийской ССР, где я работаю, немало квалифицированных фрезеровщиков. И стать лучшим на участке не просто. Мне по крайней мере не всегда это удается. Значит, то, что я стал участником финальных Всесоюзных соревнований, в какой-то степени случайность. Но уверен в одном: будь на моем месте кто-либо из наших фрезеровщиков, главный приз все равно бы оказался в Риге. Порукой тому – высокая квалификация наших рабочих, их стремление быстро и качественно изготовлять любую деталь. К качеству у нас отношение особое, и не только потому, что мы частенько заняты изготовлением опытной продукции. В нашем конструкторском бюро вся атмосфера пронизана стремлением рабочих и инженеров выпускать изделия только высокого качества. Правда, одного желания для этого мало, необходимы еще современное оборудование, и материал соответствующих характеристик, и технологическая дисциплина, и квалификация исполнителей, и система технического и общественного контроля, и глубоко продуманная система морального и экономического стимулирования. Все это звенья одной цепи – качества нашей работы.

У нас хорошо понимают значение качества, понимают, что зависит оно не от рекордов передовиков, а от тщательной работы всех участков, связанных между собой единой технологией.

Три года назад партгруппа нашего участка обратилась ко всем работникам бюро с призывом бороться за качественную продукцию на каждом рабочем месте. Инициативу коммунистов подхватили сотни рабочих, техников, инженеров. У нас появились «школы качества», регулярно проводятся «дни качества», комсомольцы учредили свои «посты качества»...

В системе комсомольской политической учебы я изучаю экономику. Это помогает мне еще глубже понять: качество продукции – важнейший экономический фактор. Все наши рабочие изучили и внедрили у себя саратовскую систему БИП – бездефектное изготовление продукции. На занятиях в «школе качества» мы тщательно изучаем достижения лучших производственных коллективов, стараемся перенять любую новинку, помогающую в работе. Например, в Ташкенте во время финала Всесоюзных соревнований я познакомился и подружился с украинским фрезеровщиком Вячеславом Чашко, перенял у него кое-какие приемы работы, а Валерий Мосин из Ташкента подарил фрезу, о которой раньше мне и слышать не доводилось.

Естественно, что по возвращении домой я сразу же поделился этими новинками со своими товарищами. Думаю, что каждый из участников конкурса что-то перенял у товарищей, чему-то новому научился. И в этом обмене опытом я вижу главную цель любого конкурса профессионального мастерства, помогающего нам, молодым рабочим, работать еще лучше.

Гармония работы

Евгений Саляев, победитель Всесоюзного конкурса молодых электросварщиков

Проходил наш конкурс в Свердловске, на заводе заводов «Уралмаше». И когда ходили мы с ребятами по цехам, знакомились с производством, всюду сопровождал нас такой знакомый, слепящий, радующий сердце сварщика огонь. На сборке шагающих экскаваторов, прокатных станов, буровых вышек, оборудования для атомных электростанций – одним словом, всюду встречали мы ребят в брезентовых робах, наших товарищей по профессии. Да, без сварки немыслимо сегодня никакое современное производство.

Кстати, именно уралмашевцы одними из первых в нашей стране начали применять сварку конструкций. На заводе рассказали нам такую историю. В самом начале тридцатых годов проходил на «Уралмаше» конгресс специалистов по сварочному производству. Участвовали наши и зарубежные инженеры. Немецкий инженер продемонстрировал высшее достижение техники того времени – сварную пятиметровую подкрановую балку. Конгресс был удивлен.

На следующий день уралмашевцы в одном из цехов показали стальную сварную балку пролетом десять метров. С восхищением рассматривали зарубежные гости «уральское чудо», сделанное руками наших сварщиков, и... не верили. Тогда у них на глазах сварку повторили!..

Да, тогда это было чудом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены