Сибирский поиск

Юрий Моисев| опубликовано в номере №1110, август 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда-то говорили «век пара», «век электричества», «атомный век»... По-видимому, справедливее сказать: наступил «век науки». Появление новых изобретений и открытий не только радикально ломает старую технологию и создает новые отрасли промышленности, но, изменяя стереотипы мышления, приводит в конце концов к отказу от всяких стереотипов. Становясь факторами политики, они в принципе способны неузнаваемо изменить облик эпохи. Поэтому главная ценность человеческой цивилизации — не запасы золота или свободно конвертируемой валюты в неприступных хранилищах государственных банков, а творческий потенциал нации, не зависящий от капризов биржевого ажиотажа и валютных кризисов.

Разумеется, любое открытие завоевывает право на жизнь только в том случае, если оно реализовано. Соображение, казалось бы, элементарное, но дело в том, что множество научных исследований далеко не всегда и, главное, далеко не сразу находит применение.

С этой точки зрения большой интерес представляет Сибирское отделение АН СССР, накопившее огромный опыт по установлению высокоэффективных взаимосвязей науки и производства. Наш. специальный корреспондент Юрий Моисеев обратился к вице-президенту СО АН СССР, академику Г. И. Марчуку с просьбой рассказать о внедрении результатов фундаментальных научных исследований в промышленность и сельское хозяйство.

Академик Г. И. Марчук: «Каждое открытие должно быть реализовано».

— ГУРИЙ ИВАНОВИЧ, КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ БЫ РОЛЬ И ЗАДАЧИ НАУКИ В УСКОРЕНИИ ТЕМПОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА НАШЕГО ОБЩЕСТВА, В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ, ПОСТАВЛЕННЫХ В ДИРЕКТИВАХ XXIV СЪЕЗДА КПСС?

- В наше время наука все в большей степени становится, по известному выражению В. И. Ленина, непосредственной производительной силой. Далеко в прошлое уходит представление об ученом как о человеке, оторванном от жизни, обитателе пресловутой «башни из слоновой кости», одиноком подвижнике и мечтателе, которому чужды все мирские заботы. Перевелись уже защитники «чистой науки», свободной будто бы от житейских треволнений и, следовательно, с неумолимой последовательностью, от ответственности перед обществом. Наука не может быть универсальным ключом ко всеобщему счастью, панацеей от всех бед, но ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса — реальный факт нашего времени. И советские ученые, в какой бы области знания они ни трудились, помнят о своем профессиональном и гражданском долге — отдать все свои силы и опыт для решения грандиозной задачи, поставленной партией, — создания материально-технической базы коммунизма. Это значит, что ценность каждой научной идеи должна быть проверена практикой, воплотившись в совершенные приборы и машины, прецизионные станки, прогрессивную технологию, автоматизированные системы управления процессами, предприятиями и в перспективе — отдельными отраслями.

— КОГДА МЫ ГОВОРИМ О «НАУКЕ СИБИРИ», ТО ПОДРАЗУМЕВАЕМ ВСЮ МНОГОГРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АН СССР, РАССКАЗАТЬ О КОТОРОЙ В ПРЕДЕЛАХ ОДНОГО ИНТЕРВЬЮ, КОНЕЧНО, ВРЯД ЛИ ВОЗМОЖНО. НО НЕЛЬЗЯ ЛИ ПРИВЕСТИ НЕСКОЛЬКО КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ МАТЕРИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ПОИСКОВ?

— Учреждения СО АН СССР накопили немалый опыт в установлении связей с производством. Наши институты взаимодействуют более чем с 300 предприятиями и организациями страны, и в первую очередь Сибири. Для ускорения реализации научных исследований используются различные формы и методы: заключаются хозяйственные договоры, создаются специальные научно-производственные группы и комплексные бригады, в которые наряду с учеными входят проектировщики, конструкторы, технологи, инженеры.

В результате этих усилий только за истекшие 5 лет в различных отраслях хозяйства внедрено около 600 наших крупных разработок.

Потенциал научных идей, накопленных Сибирским отделением АН СССР, уже настолько велик, что потребовалось создание нового связующего звена между наукой и производством — системы специальных конструкторских и конструкторско-технологических бюро и опытных производств под научным руководством институтов СО АН СССР. Эти организации призваны внедрять результаты научно-исследовательских работ в кратчайшие сроки. Создаваемый комплекс НИИ-КБ «двойного подчинения» явится основой для возникновения научно-производственных объединений, о которых шла речь на XXIV съезде КПСС.

— КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ? ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ?

— Скажем, мы закончили какую-то конкретную разработку. Если она будет передана предприятию, то это, конечно, ускорит его технический прогресс. Но, если дальнейшее продвижение научной идеи в практику завершится реализацией только на одном предприятии, то, естественно, ее эффективность будет весьма низка. Задача состояла в том, чтобы создать такую систему, в рамках которой любая крупная научная, техническая или технологическая идея проникала бы сразу во всю отрасль. Вот это и есть наш основной курс. И мы в этом плане провели несколько удачных экспериментов, которые показали нам жизненность такого подхода, таких методов внедрения.

Наиболее типичная схема сводится к следующему. Когда один из институтов СО АН СССР выполнил какую-то работу, то он заключает хозяйственный договор или договор о сотрудничестве с научно-исследовательским институтом или конструкторским бюро отрасли. Мы передаем данную тему этим учреждениям, являясь научными руководителями до стадии технологической разработки. Поскольку Академия наук занимается главным образом вопросами принципиального характера, то ее научные идеи, как правило, в самой системе АН СССР не доводятся до производства.

Передавая научную разработку, мы выступаем в качестве соавторов новой технологии, помогая министерствам, точнее, отраслевым НИИ и КБ, быстро проработать ее и довести до завершения. И это не просто доработка идеи, а практически научное творчество, где каждый является равным участником. Только такое содружество в состоянии помочь оперативно материализовать наши идеи. Научно-исследовательский институт или КБ отрасли осуществляет опытно-промышленные испытания нового процесса или же, если идет речь о приборе или оборудовании, выпускает малую серию различных устройств. После этого НИИ отрасли, связанный, как правило, с десятками предприятий, передает эту разработку не на один завод, а сразу на всю отрасль. У нас уже есть немало таких плодотворных экспериментов с министерствами электронной промышленности, радиопромышленности, цветной металлургии и т. д., когда одна разработка с помощью НИИ и КБ была внедрена на многих предприятиях отрасли.

Второй путь: мы заключаем договор с заводом, имеющим в своем составе научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения.

Очень интересно, например, внедрение АСУ на Барнаульском радиозаводе, с которым мы заключили договор о творческом содружестве. Мы начали с изучения потоков первичной информации, документооборота, что потребовало упорядочить конструкторскую и технологическую документацию, а также трудовые и материальные нормативы. В результате резко сократились внутри- и межцеховые потери деталей и узлов, уменьшились нормативы расхода материалов и заработной платы. А производительность труда даже на этом подготовительном этапе работы выросла на 10 процентов.

В системе, получившей название АСУ «Барнаул», осуществлен новый подход к решению проблемы управления промышленным предприятием. Новизна заключается прежде всего в интегральном характере управления, в отказе от копирования ранее действовавшей на заводе системы.

АСУ «Барнаул» не распадается на отдельные подсистемы, так как в ее основе заложены принципы моделирования производства, реализованные с помощью системного анализа. Это позволило организовать работу АСУ таким образом, что в ее успешном функционировании заинтересованы не только сотрудники ИВЦ завода, а весь коллектив предприятия. Любое искажение информации непременно затрагивает чьи-либо интересы и поэтому немедленно замечается и устраняется. Эта информационная база АСУ дает реальную возможность для решения задач оперативно-календарного планирования, оптимизации производственной программы и других задач оптимального планирования. Сейчас АСУ охватывает основное производство, потому что именно здесь сосредоточены главные ресурсы завода, и, таким образом, возможно осуществить наиболее динамичный процесс повышения его эффективности.

АСУ позволила получать от ИВЦ данные на любой планируемый период об объеме производства каждого цеха, загрузке и потребности в любом виде оборудования и потребности в рабочих по каждой профессии; ежедневные сведения о расходе основной зарплаты и выпуске деталей и узлов каждым цехом. То есть появилась возможность анализировать ход производства на всех уровнях и оперативно принимать решения.

Таким образом, возникает та же схема. Идея принадлежит ученым СО АН СССР, реализуется она совместно с заводом, распространяющим ее по собственной инициативе и при поддержке министерства на другие предприятия отрасли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены