Большевики

Николай Трущенко| опубликовано в номере №1109, август 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Семьдесят лет назад, 30 июля 1903 года, произошло событие всемирно-исторического значения: в этот день открылся II съезд РСДРП, на котором была образована пролетарская партия нового типа, партия большевиков, великая ленинская партия. Выдающуюся роль в ее идейной и организационной подготовке сыграла созданная и руководимая Лениным газета «Искра». Она, образно говоря, стала «строительными лесами», возведенными вокруг строящегося здания — марксистской партии. Впервые в истории революционного движения газета являлась не только литературным органом, по н организационным центром, вокруг которого собирались кадры социал-демократии. «Искра» на принципиальной основе сплотила местные комитеты РСДРП, плеяду профессиональных революционеров. По словам Владимира Ильича Ленина, она объединила весь цвет революционного пролетариата России.

Нелегкие испытания выпали на долю делегатов II съезда РСДРП. Миновав кордоны царской жандармерии и охранки, они собрались на открытие съезда в Брюсселе, но после 13 заседаний по требованию местной полиции покинули столицу Бельгии и перебрались в Лондон.

Здесь съезд провел еще 24 заседания, завершив работу в конце августа. Месяц напряженной работы, обостренной политической борьбы, дискуссий, накаленных до предела. На съезде были представлены различные течения, имевшиеся тогда в партии. Наряду с последовательными пролетарскими революционерами здесь находились я выразители оппортунистической тенденции: делегаты Бунда и «Рабочего дела», представители группы «Южный рабочий» и другие. Искровцам принадлежало 33 голоса из 51. Среди участников съезда преобладали молодые, полные сил и энергии революционеры. Ленину в то время было 33 года, а средний возраст большинства делегатов не превышал 30 лет. Все они символизировали молодость самой партии. «Главной, наиболее активной и сознательной силой наших революционных кружков была именно молодежь», — писал делегат съезда М. Н. Лядов.

Трудно переоценить значение II съезда РСДРП в истории нашей партии. «Всемирно-историческое значение съезда, — говорится в постановлении Центрального Комитета КПСС «О 70-летии II съезда РСДРП», — состоит в том, что на этом съезде завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована партия рабочего класса России на идейно-политических и организационных принципах, которые были разработаны В. И. Лениным». Партия российского рабочего класса, как и многие существовавшие до нее пар-тин Запада, еще называлась социал-демократической. Но она была уже не обычной социал-демократической партией, ибо по содержанию и направлению своей деятельности стала истинно марксистской, коммунистической партией, явившей собой «ум, честь и совесть нашей эпохи». Принципиальное отличие ее от партий II Интернационала состояло в том, что на этом съезде она приняла подлинно революционную программу, в которой впервые после Маркса и Энгельса четко и ясно выдвинула требование об установлении диктатуры пролетариата. Утверждение этого требования в программе РСДРП явилось крупной победой революционных марксистов во главе с Лениным над русским я международным оппортунизмом. При обсуждении программы съезд отверг националистический подход к построению партия на принципах федерации и положил в основу ее строительства принцип интернационализма. Принятый пункт о праве наций на самоопределение имел громадное значение для интернационального воспитания трудящихся многонациональной России, их сплочения вокруг русского пролетариата в борьбе за демократические свободы и социализм.

Острая полемика развернулась при обсуждении аграрной части программы. В ней содержались требования, осуществление которых должно было освободить крестьян от помещичьей кабалы, ликвидировать остатки крепостничества и обеспечить условия для свободного развития классовой борьбы в деревне. Несмотря на сопротивление правого крыла, съезд большинством голосов одобрил искровскую аграрную программу.

В. И. Ленин и его последовательные единомышленники на съезде исходили из того, что руководящая роль партии в революционном рабочем движении эпохи империализма обеспечивается не только идейно-политическим, но и организационным единством ее рядов, установлением твердых норм партийной жизни, обязательных для всех членов РСДРП. Однако по вопросу о принципах построения партии, о членстве в ней съезд не пришел к единому мнению. Искровцы, составлявшие до обсуждения Устава партии и выборов в центральные органы большинство делегатов съезда, разделились. Сторонников Ленина, получивших большинство голосов при решении важнейших вопросов (в частности, при выборах центральных органов партии), стали называть большевиками. Тех, кто вел оппортунистическую линию в рабочем движении, а на съезде получил меньшинство голосов, назвали меньшевиками. Позже Владимир Ильич говорил, что большевики «не «казус», они выросли из борьбы с оппортунизмом...».

В целом съезд РСДРП принял марксистско-ленинскую программу партии — программу борьбы за свержение самодержавия, власти помещиков и капиталистов, за установление диктатуры пролетариата как орудия социалистического преобразования общества. Программа действительно представляла собой выдающийся документ освободительной борьбы пролетариата.

В преддверии грандиозных классовых битв Ленин, марксистская партия российского пролетариата проявили большую заботу о революционном воспитании подрастающего поколения борцов с царизмом, буржуазией и помещиками, сплочении его вокруг РСДРП, приняв на Ц съезде резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи».

* * *

Этот первый документ партии, определивший отношение РСДРП к революционной молодежи, разработан Лениным н имеет интересную и важную предысторию. Для знакомства с ней вернемся к предсъездовским дням. В 1903 году Ленин жил и работал в Женеве, где под его непосредственным руководством издавалась «Искра». Накануне съезда сюда съезжались многие делегаты-искровцы. Ленин беседовал с ними преимущественно о главном вопросе — о программе РСДРП. До II съезда партии оставался всего месяц. Так мало! И в то же время еще целый месяц... Ленин буквально жил съездом, тщательно продумывал все детали его проведения. Ведь от многих на первый взгляд «мелочей» могло зависеть решение кардинальнейшего вопроса: быть или не быть марксистской партии в России?

Владимир Ильич вновь и вновь возвращался к регламенту работы съезда. И вот среди многочисленных черновых набросков мы находим один из подготовительных документов: Tagesordnung — перечень вопросов повестки дня съезда, последовательность их обсуждения.

Анализ ленинских .рукописен, набросков всегда приносит огромное удовлетворение исследователю: читаешь их и как бы заглядываешь в творческую лабораторию Ленина. Проект Tagesordnung'a как раз и является одним из тех ленинских документов, которые позволяют познать, какие еще раздумья волновали Ильича при разработке важнейших вопросов съезда. Из документа видно, что Ленин считал необходимым заранее подготовить проекты резолюций по вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о демонстрациях, о профессиональной борьбе, о работе среди крестьян, учащихся, в войсках, среди сектантов. Да, да! И среди религиозных сектантов тоже. Ильич исходил из того, что марксистская партия должна поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существовавшего в России общественного и политического строя, что на демократическом этапе революции она должна работать среди всех и самых широких слоев угнетенного царизмом населения.

Обратите внимание, Ильич в Tagesordnung'e наметил выработку резолюции об учащихся. И тотчас же проявилась удивительная ленинская черта: ничего не откладывать «в долгий ящика, раз желательна резолюция о молодежи — значит, это надо сделать безотлагательно. Так в конце июня — начале июля 1903 года появился ленинский проект резолюции «Учащиеся».

В. И. Лениным создало много произведений об учащейся, студенческой молодежи, особенно в период подготовки и проведения буржуазно-демократической революции в России. Раскрывая в них реальные условия общественной жизни царской России, В. И. Ленин обнажил иллюзорность представления о действенности «академических» выступлений, не связанных с классовой борьбой пролетариата. В то же время он учил пролетариат — гегемона революции — «пользоваться вспыхивающими то здесь, то там огоньками общественного протеста», «откликаться на всякий политический протест и оказывать ему всякую поддержку».

В тяжелые годы подполья наша партия вбирала в свои ряды лучших, представителей рабочей и революционно настроенной студенческой и даже учащейся молодежи. Но еще на заре партии Владимир Ильич задумывался над идейными и организационными принципами революционного юношеского движения, созданием организационно самостоятельных союзов молодежи. «Мы не успели еще оформиться в настоящих твердокаменных большевиков, — писал С. М. Киров, — когда Ленин призвал нас обратить самое серьезное, самое бережное внимание на подрастающее поколение». К размышлениям об этом Ленина привело оживление революционной самодеятельности и создание в ряде городов Россия юношеских союзов, преимущественно учащейся молодежи. В Чите организатором такого союза был Емельян Ярославский, в Орле — Иннокентий Дубровинский. В Нижнем Новгороде революционную работу среди юношества развернули Михаил Владимирский, Владимир Лубоцкий, Сергей Мицкевич, Яков Свердлов.

Ленинская «Искра» уделяла большое внимание юношеским выступлениям протеста, зачастую еще стихийным. Она учила бурлящую, ищущую свое место в революции молодежь приобщаться к классовой борьбе пролетариата — единственному способу освобождения от гнета царизма и капиталистического рабства. Редакция газеты была связана с наиболее активными и последовательно революционными союзами молодежи. Среди них внимание В. И. Ленина привлекла Южно-русская группа учащихся средних школ, образовавшаяся весной 1902 года в Ростове под влиянием Донского комитета РСДРП, руководимого С. Гусевым (позднее делегатом II съезда). Южно-русская группа была тесно связана с «Искрой». В декабре 1902 года газета опубликовала Воззвание группы, а Владимир Ильич написал к нему редакционное послесловие, в котором поставил перед членами этой группы задачи:

— «...сделать главной целью своей... выработку из себя убежденных, стойких и выдержанных социал-демократов»;

— «...завязывать самые тесные (и самые конспиративные) сношения с местными или общерусскою социал-демократическими организациями, чтобы... не пришлось приступать к делу в одиночку... начинать уже не сначала, а продолжать сделанное раньше... двигать вперед движение, поднимая его на высшую ступень».

Идею создания союзов молодежи В. И. Ленин развил в статье «К вопросу о докладах комитетов и групп РСДРП общепартийному съезду». Эта идея отражала объективные потребности зарождавшегося революционного юношеского движения, которое нуждалось в руководстве со стороны марксистской партия. Летом 1903 года ЦК Южно-русской группы учащихся, например, послал в адрес II съезда РСДРП докладную записку с просьбой к партии: «взять на себя организацию молодежи». Еще раньше «Искра» опубликовала «Манифест Всероссийского съезда студентов», заявившего, что в высших учебных заведениях должны быть созданы организационные комитеты, связанные с социал-демократами.

В тяжелых условиях происходило становление революционного юношеского движения в Россия. Извне на организация молодежи обрушился град полицейских репрессий. Внутри им приходилось преодолевать серьезные разногласия, особенно при выяснении программных принципов я целей объединения. Даже в Южно-русской группе учащихся были сторонники создания культурнических организаций молодежи, отвергавшие участие студентов и учащихся в классовой борьбе пролетариата. Идею «голого» самовоспитания проповедовала среди юношества партия эсеров. Ее газета «Революционная Россия» нападала на Южно-русскую группу учащиеся за приверженность РСДРП, с мелкобуржуазных позиций вела наступление на политически не сформировавшееся сознание молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены