С чего начинается Родина

А И Александров| опубликовано в номере №1101, апрель 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Два года я руковожу филиалом исторической секции научного общества учащихся в школе № 10. Имеем ли мы право называть себя научным обществом? Итоги работы дают полное основание сказать: «да».

Результаты работы — с одной стороны, приобретенные старшеклассниками навыки научно-исследовательской работы, интерес к предмету, самостоятельность суждений. С другой стороны, это конкретный вклад в науку.

Материалы, собранные нашими исследователями, мы передаем Центральному музею Вооруженных Сил СССР, в Музей Военно-Морского Флота, Военно-морской архив. Во всех этих научных учреждениях созданы фонды, которые они называют «нашими фондами».

Тема гражданской войны на Южном Урале изучена. Но, как выясняется, недостаточно. Так, например, во многих монографиях вы встретите примерно такую фразу: «В конце 1917 года на Южный Урал прибывает северный летучий отряд мичмана Павлова». Что это за отряд? Кто его послал? Из кого он состоял? Его действия на Урале? Об этом в печати ничего не сообщалось. Мы решили восстановить историю этого отряда.

На поиски ушло два года. Выяснилось, что отряд мичмана Павлова был послан на Южный Урал по прямому указанию В. И. Ленина. Ребята ездили в Свердловск, беседовали с участниками похода, работали в архиве, библиотеке, над старыми газетами. Галя Сафурова, у которой отец железнодорожник, уговорила взять ее с собой в Ленинград. Там она разыскала жену Павлова, беседовала с ней, собрала интересный материал. После она призналась: «Я только сейчас поняла по-настоящему, что такое история».

Патриотизм — чувство многообразное. В нем любовь к родным местам, где родился и вырос, где живешь, к своему городу, селу. От любви к родным местам и родной природе проистекает любовь к стране, к коммунизму. Михаил Иванович Калинин подчеркивал: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

Вот еще пример. Просматривая как-то материалы школьного краеведческого музея, ребята нашли фотографию наших школьников с моряками военно-морского флота. Под фотографией была краткая надпись: «10-й класс с делегацией моряков подводной лодки «Челябинский комсомолец». Фотография заинтересовала. Что это за лодка? Почему она носит такое название?

И краеведы школы поставили перед собой задачу самим ответить на эти вопросы.

Понадобились четыре года поисков, переписка более чем с двадцатью городами, поездка в Ленинград в Военно-морской архив, работа над архивными документами обкома комсомола, просмотр сотен экземпляров газет периода войны.

Краткая история подлодки такова. В 1943 году молодежь области начала сбор средств на строительство боевых кораблей военно-морского флота. За несколько месяцев было собрано 50 миллионов рублей. В компании по сбору средств отличились и учащиеся нашей школы. На собранные средства были построены несколько подводных лодок, одна из которых получила имя «Челябинский комсомолец».

Действуя в составе Северного флота, подлодка «Челябинский комсомолец» потопила 7 вражеских транспортных кораблей.

Однажды пришла весть, что подводная лодка как устаревшая списана на слом. Огорчило это ребят. Вдруг у кого-то возникла мысль просить Министерство обороны одной из новых лодок присвоить имя «Челябинский комсомолец», чтобы крепли и развивались славные традиции периода Отечественной войны. Со своим предложением мы обратились в обком ВЛКСМ. Нас поддержали. По ходатайству обкома одной из новых океанских подводных лодок как поощрение за успешное выполнение заданий командования присвоено имя «Челябинский комсомолец». Мало того, принято решение, что лучшим призывникам нашей области предоставляется право проходить службу на этой подводной лодке.

Переписка не прекращается. Дружбе моряков и школьников много лет. Не одно поколение старшеклассников в процессе этих интересных связей прошло школу воспитания подлинного советского патриотизма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комсомольск-на-Одере

Репортаж о первом социалистическом городе ГДР — Эйзенхюттенштадте, который был построен молодежью два десятка лет назад и стал флагманом металлургической индустрии республики