Командоры

Владимир Воробьев| опубликовано в номере №1067, ноябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наш корабль шел в Аляскинский залив ловить окуня. Слева на пустынном горизонте поднялись бурые скалы – Командоры, последний привет родной земли. Там, на командорских рифах, металось белое пламя разбивающихся волн.

С пакетбота Беринга «Святой Петр» тоже видели это пламя. Корабль со сломанным рулем неудержимо несло к земле. Оторвался один якорь, за ним другой. Не радость несла земля морякам, а гибель. Все ближе рифы. И вдруг океан мягко поднял в своих ладонях обессилевший пакетбот, перенес через огромные торчащие камни и опустил в спокойную лагуну.

...Мы подошли ближе. На высоком берегу блеснул белый крест. Могила Витуса Беринга. Там, в яме-землянке, полузасыпанной песком, встретил он свой последний день. Может быть, день тот был таким же бессолнечным и штормовым, как нынешний. Стоит на высоком берегу крест – памятник и одновременно символ отваги русских мореходов, первыми пересекших океан в этих местах.

Мы шли их путем. Шли из Петропавловска, названного в честь пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Для нас обычное плавание. Работа. А сто тридцать лет назад это было подвигом.

Скрывались на горизонте Командоры. Вот уже глаз не может удержать их – так они далеко.

Во мне родилось желание побывать на островах...

Теплоход «Николаевск» белый и праздничный. На всех палубах мелькают девчонки и мальчишки, то и дело слышишь оживленное: «А вот у нас в «Артеке», «А в «Орленке»...

Пионеров – тридцать. Везет их очень подвижный, деятельный парень Юра Алашкевич, работник Алеутского райкома комсомола.

Всякий раз, встречаясь, он бросает нам:

– Иду кормить детей.

– Юра, пожалей себя. Ты только и занят этим.

– Ничего, первый секретарь райкома партии сказал: «Денег не жалеть!»

– Ну, тогда детей пожалей.

...В руках у ребятишек целлофановые кулечки. В них виноград, яблоки, сосиски, печенье. Кулечки эти неуклонно пополняются: как же заявиться домой без гостинцев для младших братьев и сестриц, для друзей, ожидающих возвращения счастливцев!

Вечером показалась полоска земли на горизонте, вспыхнула цепочка огней. Это село Никольское, центр Алеутского района.

На причале многолюдно, здесь, как встарь, всем селом встречают пароходы.

Гостиница занята. Летом на Командорах пропасть приезжего, люда.

Юра. Алашкёвич не успокоился, пока не устроил меня со спутником, тоже журналистом, в комнате комсомолки с метеостанции. Девушка лежала в больнице и, случайно услыхав, что ищут место для приезжих, предложила поселить их у нее.

...Через полчаса к нам ввалился Саша Паль, улыбчивый хохол с висячими усами под Тараса Шевченко. Мы уже успели узнать, что здесь студенческий стройотряд МГУ и что аспирант Саша Паль – его командир.

– Вижу свет... – сказал он вместо приветствия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены