Шашка Буденного

  • В закладки
  • Вставить в блог

Специальный корреспондент «Смены», капитан второго ранга Александр Золототрубов на приеме у Семена Михайловича Буденного

30 мая 1970 года миллионы телезрителей в вашей стране и за рубежом были свидетелями волнующего эпизода: в Кремлевском Дворце съездов на заключительном заседании XVI съезда ВЛКСМ прославленный полководец гражданской войны, трижды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза С. М. Буденный торжественно вручил свою боевую шашку представителям комсомола 70-х годов. «С этой шашкой я защищал наше Советское государство, — сказал Семен Михайлович. — От души желаю молодежи больших успехов в дальнейшем развитии нашей революции, в умножении побед нашей Родины. Храните боевые традиции и несите их вперед и вперед».

В прошлом году в «Смене» № 1 была опубликована беседа корреспондента журнала с выдающимся советским полководцем. Она вызвала множество читательских откликов, содержавших вопросы к Семену Михайловичу, пожелания подробно рассказать о легендарной шашке, подаренной комсомолу, и о других наградах маршала.

— С этой шашкой я прошел не одну воину, — сказал Семен Михайлович. — Поверьте, будто часть своего сердца вместе с ней отдал. Не раз она выручала меня в лихой атаке...

И маршал вспомнил такой эпизод. В январе 1919 года на подступах к Царицыну шли тяжелые бои. Глубокой ночью он поднял по тревоге свою дивизию и форсированным маршем двинул ее на хутор Вертячий. Нужно было отрезать белогвардейцев, занявших Котлубань, от их тылов. Кроме того, предстояло освободить из плева целую бригаду 39-й стрелковой дивизии, а также внезапно с тыла атаковать группу генерала Попова.

— Конники лихо ударили по врагу. Задачу выполнили. Попов и его начштаба полковник были убиты, но тут со мной произошла такая история...

В самый разгар боя Буденный видит, как скачет командир полка Рябышев за белогвардейцем, хочет зарубить его, да так увлекся, что не заметил, как сзади его нагоняют два казака и вот-вот ударят в спину. Рванулся Буденный Рябышеву на помощь я буквально над его головой отбил сразу обе шашки казаков. Рябышев оглянулся, зарубил одного из преследователей и сказал: «Вот черт, совсем не заметил, что смерть на спине сидит».

— В том бою, — говорит Семен Михайлович, — ударил я по казацким шашкам так, что у одной из них клинок наполовину разломился, а на моей шашке лишь малая царапинка. Выдюжила.

Спрашиваю маршала, откуда у него эта шашка.

— Я привез ее с собой домой в 1917 году. Когда солдат распускали по домам, им раздавали мундиры и оружие. Я взял с собой шашку, наган, мундир, и все это — в мешок. Тогда на Украине бесчинствовали гайдамаки. У всех фронтовиков они отбирали оружие. Но мне удалось пройти их посты, а в Нежине сел на поезд, выдал себя за охранника эшелона. Так и добрался до дому.

— Это до Октябрьской революции, а после?

— В 1917 году, — продолжал Семен Михайлович, — с этой шашкой я пошел защищать революцию. Воевал с ней против Деникина, Мамонтова, Шкуро, Гнилорыбова, Павлова, Врангеля. Бывало, враги не давали нам покоя, и даже спал, не снимая шашки. Что для меня был револьвер? Кончатся патроны, и хоть выбрасывай его. А у шашки всегда клинок острый. Я очень берег ее. Однажды Михаил Иванович Калинин просил у меня эту шашку.

— Как это было, Семен Михайлович?

— Приехал Калинин в наш конный корпус 4 ноября 1919 года вместе с председателем ЦИК Украины Григорием Ивановичем Петровским.

Разъезд бойцов «взял их в плен»: оба были одеты в длиннополые купеческие шубы, вот и приняли их за богачей. «Попались какие-то чудные люди, — доложил боец. — Веди, говорят, к Буденному. Один называет себя председателем России, а другой — председателем Украины. Всю дорогу нас агитировали».

Это была первая встреча Буденного с Калининым. Михаил Иванович беседовал с бойцами, рассказывал им о положении в республике, присутствовал на боевом учении. Вечером оба гостя собрались в дорогу. Калинин не то серьезно, не то в шутку сказал:

— А оружия-то у нас нет. — И, увидев у Буденного шашку, спросил: — Может, ее дадите?

— Я сказал Михаилу Ивановичу, что шашка его не выручит, если нападут белые. «Ведь вы раньше не владели ею. Я лучше дам вам разъезд для охраны». Калинин подержал шашку в руках, потом вернул мне: «Хороша. Но я действительно не умею с ней обращаться. Вы правы».

А спустя почти год, когда Конармия вела ожесточенные бои на Польском фронте, — продолжал Буденный, — я эту шашку хотел подарить очень храброму человеку, настоящему герою, да не успел...

Этим героем был Семен Михайлович Патоличев, в ту пору командир 2-й бригады 11-й кавдивизии. Буденный высоко ценил своего тезку — его бригада считалась главной ударной силой дивизии.

— В одном из боев Патоличев особо отличился, — продолжал Буденный. — Захотелось отметить его, и я предложил ему свою шашку. Он рад был моему подарку. «После боев, товарищ командарм, разрешите принять награду...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены