Айсулу

Эльга Лындина| опубликовано в номере №1047, январь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Она появляется на сцене, тоненькая, хрупкая; легкое голубое платье мягко колышется в такт ее спокойному, свободному шагу, и тишина мгновенно заполняет зрительный зал.

Она — это Асель, «тополек в красной косынке»…

Она — балерина Айсулу Токомбаева. За несколько часов очередного балетного спектакля ей предстоит рассказать о судьбе трудной и гордой, о судьбе, которая должна так или иначе соприкоснуться с мыслью и сердцем тех, кто сидит в зрительном зале. Айсулу должна открыть им свет и печали своей Асель, любовь и крушение ее любви, всю боль однажды преданной души и возвращение человека к жизни.

Айсулу должна рассказать об этом в танце. Танец — ее голос, ее слова. Ее сила и жребий. Ее профессия.

Она училась в Ленинграде, в Академическом хореографическом училище имени А. Вагановой, и ленинградская школа — строгость и благородство линий, законченность, красота позы, четкость и чистота хореографического рисунка — все это сказалось в ее партиях, будь то сказочная Аврора в «Спящей красавице», трагическая Мария «Бахчисарайского фонтана» или Асель, ее ровесница и современница, как будто живущая где-то совсем рядом с Айсулу.

Но каждая роль для нее — не просто умелое сочетание сложных па и дуэтов, высокий стремительный прыжок, верность классических фуэте... Свобода пластического решения приходит к Айсулу тогда, когда до конца постигнуто существо создаваемого ею образа, точно угадан характер, когда она знает, что может не просто протанцевать партию — прожить чью-то жизнь. И какова бы ни была ее героиня, балерина всегда ищет в ней те желания, надежды, ту устремленность, которые близки ей самой, Айсулу. Она ищет «свет души», главное для нее в людях, ищет упорно, не повторяясь, всякий раз заново открывая для себя любимый мотив и в классике и в современном балете.

Полнее всего приходит она к этому в «Асели», где и сам по себе сюжет, и судьба героини, и хореография, предложенная постановщиком — народным артистом Киргизской ССР У. Сарбагишевым, — все это удивительно близко поискам Айсулу, ее актерской, человеческой индивидуальности.

...Она появляется на сцене женщиной, много пережившей, сумевшей, нет, скорее, стремящейся забыть пережитое. Сейчас она — любимая жена, любящая мать, ее жизнь словно бы безмятежна. Отголоски вновь обретенного счастья — в тишине ее движений, в замедленных ритмах, во взгляде на ребенка. Взрыв таится где-то в самой глубине ее души, она и не подозревает о нем. Красный платочек, который хранит Ильяс, который так знаком ей — ее платок! — как искра, попавшая в сухой стог. Молчать нет сил. Засыпает Ильяс, и воспоминания охватывают, мучат и радуют Асель. Она пытается вернуть себя, прежнюю. Она опять молода, исполнена девичьей грации, и дуэт Асели с Ильясом — как торжествующая извечная сила юной, прекрасной любви. Асель нежна и застенчива, строга и открыта Ильясу, она безудержно спешит навстречу любви, которая кажется ей навеки обретенной и единственно возможной...

Балерина удивительно точна в своем решении: она ни на минуту не забывает, что Асель только лишь вспоминает, а всякое воспоминание — сгусток тех горестей, радостей и впечатлений, которыми жил в то время человек.

Айсулу Токомбаева, танцуя Асель, отказывается от постепенности сюжета, от событийной хронологии. Она выбирает главное, что определило судьбу Асель, и характер ее танца непрестанно меняется.

Для танца Айсулу характерна одна особенность — нередко она останавливается и словно замирает в той позе, которая может полнее всего передать ее состояние в эти минуты. Эти позы — портреты Асель — своего рода крупный план. И так же, как в кинематографе, когда мы особенно пристально вглядываемся в лицо актера, предельно приближенное к нам экраном, так же много говорят нам статичные портреты Асель — Айсулу Токомбаевой.

Законы танцевального искусства едва ли роднятся с законами прозы или поэзии. И все же хочется в одной фразе вспомнить повесть Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке», послужившей основой балета В. Власова. Вспомнить для того, чтобы точнее всего рассказать о том, что выбрала для себя в своей роли Айсулу: «Гордая, должно быть... Заметно, что страдает, убивается, но не сдается», — так думает о ней Байтемир в повести. Эта гордость чистой души, умение выстоять в невзгодах, способность не растерять себя, свою веру и свои убеждения — все это и стало лейтмотивом для молодой балерины в партии Асель. Потому что именно эти чувства всего дороже и ближе самой Айсулу, ими проверяет она суть человеческого характера. Это и составляет внутренний оптимизм ее образов.

...Порою личная встреча с актером — таким, каким неожиданно предстает он не на сцене или экране, а в действительной жизни, — может разочаровать, удивить своей несхожестью с тем, какими запомнились его герои или героини. Айсулу точно «одолжила» себя своим героиням. В ней, какая она есть, — не в пачке или хитоне, — в ней, с которой говоришь после спектакля, усталой, задумчивой, еще вслушивающейся в только что отгремевшую музыку, угадываешь достоинство Асель, веру Одетты, «лебединой королевы», душевную ясность «спящей красавицы» Авроры, верность Фригии («Спартак»). Она пришла к этим партиям от себя, от того, о чем ей хочется рассказать своим танцем.

О молодом художнике, делающем начальные шаги в искусстве, принято говорить, что сделана заявка, а в будущем ему должно оправдать первые удачи. Айсулу Токомбаева молода, всего четыре года назад окончила она хореографическое училище. Но уже сейчас можно говорить о ней — балерине, о ней — актрисе, о ней — индивидуальности. И взамен она получает то высшее, что может получить художник, — любовь зрителей.

Театр доверяет ей ведущие партии, а в прошлом, юбилейном году работа Айсулу Токомбаевой отмечена премией комсомола Киргизии. Когда молодой талант признан и почитаем, — это ли не залог его роста, его большого будущего?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Патриотизм

Первый секретарь ЦК КП Белоруссии, кандидат в члены политбюро ЦК КПСС П. И. Машеров отвечает на вопросы «Смены»