Этапы большого пути

  • В закладки
  • Вставить в блог

Планета была вздыблена революцией солдат, рабочих и крестьян. Ширился и рос по Вселенной голос трудового народа: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Голос этот отозвался и в сердцах художников. Рождение нового искусства стало свершившимся фактом. Высшим законом творчества. И чем круче были изломы истории, тем Мужественней становилось искусство.

В него пришли мастера разных творческих течений. Но каждый знал, что его труд необходим, что от факела в его руках вспыхнет еще тысяча огней и озарит вновь созидаемый мир. Мир, основанный на равноправии, братстве, свободе.

Чувство нравственного возрождения стало стимулом творчества. Революционная страсть и смелое эстетическое новаторство помогли искусству сломать ветхие стены камерности. Мысли и чувства художников перестали быть принадлежностью избранных. Искусство вышло на улицу, в толпу, к народу.

Новый человек, воодушевленный идеей коммунизма, становился героем искусства. Революционный гуманизм, клокочущая душевная энергия — вот что определило его облик.

Искусство первых лет революции выполняло две основные задачи — агитационную и просветительскую. В поисках оно обрело новое качество: способность выражать полноту и силу времени.

Тем, кто стоял у истоков советского искусства, приходилось вместе со всем народом испытывать многие лишения. Но выручали энергия, преданность делу, энтузиазм. Я хочу добрым словом благодарности вспомнить сегодня имена художников, закладывавших фундамент советского искусства: Н. Андреев и К. Петров-Водкин, Н. Альтман и И. Шадр, И. Бродский и М. Греков, А. Голубкина и С. Коненков, К. Юон и А. Дейнека, Б. Иогансон и Б. Кустодиев, Д. Моор и П. Кузнецов, А. Матвеев и А. Лентулов, Г. Ряжений и С. Герасимов. К какому бы жанру и виду искусства мы ни обратились, повсюду находим произведения, естественно порожденные самой революционной действительностью. Порой мы не думаем о том, каким усилием воли, мужества, таланта нужно было обладать, чтобы подчинить всю жизнь одной пламенной страсти творчества.

Множество произведений на всех этапах развития искусства было посвящено молодежи. Мастера изобразительного искусства, идущие в ногу со временем, не оставляли без внимания ни одного события в жизни нашей страны. Рождение комсомола, его участие в строительстве новой жизни, славные этапы большого пути, которые прошли молодые строители коммунизма, — все это на протяжении пяти десятилетий стало одной из основных тем творчества советских художников. Сегодня мы по полотнам наших замечательных мастеров можем «читать» всю славную историю комсомола. Горячее время рождало героев. В борьбе с разрухой, неграмотностью, на полях гражданской войны мужала комсомольская юность Страны Советов. Образы и ритм кипучего времени, ответственность каждого человека за общие судьбы, участие в мирном строительстве, Отечественная война, послевоенное строительство, покорение космоса входили в искусство, стали главной темой молодых художников — наших современников. На Выставках появились полотна

А. Дейнеки и А. Самохвалова, С. Малютина и Г. Ряженого, П. Шухмина и С. Герасимова, посвященные молодому поколению, увлеченному пафосом первого десятилетия борьбы за социализм. В юношах и девушках 20 — 30-х годов художники видели не только смену. Это было племя первооткрывателей, землепроходцев, строителей. «Рабфак идет», «Вузовки», «председательница», «Волейболистка» — какая притягательная красота лиц, фигур, характеров, сколько во всем этом искренности и жизни!

События тех лет художники переживали непосредственно, поэтому и творчество их убедительно выражало главные признаки времени.

Искусство постоянно — не только в названных произведениях — обращалось к образу молодого человека, комсомольца-ленинца, для которого не было высшего счастья в жизни, чем осознание себя активной фигурой истории. Тема комсомольской юности проходит через искусство на всех этапах развития Советского государства. Традиция обращения художников к темам, связанным с молодежью, укрепилась и в произведениях 50 — 60-х годов. Можно назвать десятки талантливо выполненных листов, полотен и скульптур Э. Илтнера, В. Попкова, А. и П. Смолиных, П. Никонова, Е. Расторгуева, Ф. Фивейсного, А. Пологовой, Ф. Наджафова, М. Абасова, А. Мелконяна, И. Очиаури, Ч. Амангельдыева, в которых живет жажда свершений, утверждается пафос современности.

Широчайшие массы трудящихся творили новую, революционную действительность, а художники претворяли ее в образы искусства, и первоочередной задачей всегда было стремление художников показать советского человека, его высокие нравственные достоинства, красоту его духовного облика. Об этом хорошо сказал прославленный мастер советского изобразительного искусства Александр Дейнека. «Мы жили в бурное время, — писал он, — уж очень много на нашу долю выпало впечатлений. Может быть, поэтому мы так внимательны к человеку и его достоинству. Может, здесь лежит ключ к правде времени».

Да, ключ к правде времени в признании ценности человека на земле, в неповторимости его жизни. Советские художники многое сделали для того, чтобы показать в искусстве юность нашей страны. Но нам еще многое предстоит сделать. Я убежден, что, избирая своими героями наших молодых современников, комсомольцев, само искусство становится моложе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Разговор с разведчиком

Полковник Р. И. Абель отвечает на вопросы корреспондента журнала «Смена» А. Лаврова