«Движение» в действии

Е Касаткина, Е Орлова| опубликовано в номере №975, январь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Союз искусства и науки обогатил мир прекрасного. Мы не мыслим его теперь без кино, телевидения, радио, электронно-музыкальных инструментов. Что сулит нам этот союз в будущем? Трудно сказать. Во всяком случае, можно предположить и такое....

Над громадной площадью города возносится необыкновенное сооружение. Конструкция из современных полимерных материалов сверкает в лучах света. Она вращается, вспыхивая разноцветными огнями, движется в ритме с музыкой. Вблизи этой конструкции вас овевает приятный ветерок, напоенный то запахами соснового бора, то ароматами цветущих лугов.

Что это: памятник или просто деталь оформления города? Понравится ли горожанам такое новшество? Наконец, возможно ли технически осуществить проект, объединяющий в себе таланты чуть ли не всех девяти муз? Самые разные мнения по этому поводу можно было услышать на «Выставке кинетического искусства» в Ленинградском Доме архитекторов, где молодые, художники-кинеты из московской группы «Движение» показали свои действующие модели и почти фантастические проекты будущих городских перспектив. Выставка вызвала бурное обсуждение — необычными были не только конструкции, ио и материалы, из которых участники группы мечтают их сооружать. Например, опорой для памятника покорителям космоса, парящего в воздухе, должно послужить... магнитное поле.

У романтиков эти проекты вызвали восторг, у людей трезвого взгляда на жизнь — сомнения, ио все согласны в одном: это необычно и интересно.

...Петропавловская крепость. Толпы туристов движутся по деревянному мосту к старинным воротам. Недалеко от входа — «Инженерный домик». Двери закрыты от любопытных глаз, но дом не пуст. С улицы в окнах видны непонятные и странные предметы, напоминающие увеличенные до сказочных размеров крылья бабочек.

Внутри идет работа: молодые люди с увлечением мастерят модели, строят и красят макеты, рисуют эскизы: кинеты принимают участие в оформлении Ленинграда к Октябрьским торжествам. Руководитель группы Лев Нусберг то и дело отходит от стола и, нагнув голову, всматривается в фасад Зимнего дворца, который весь поместился на широком столе. Художница Галина Битт старательно обертывает красной ниткой маленькие деревья.

— Подержите это знамя у входа в арку,— просит нас Нусберг.— Вот тан, ниже, чуть левее, теперь хорошо!

Бумажные человечки «расхаживают» по празднично украшенной площади. Мы стараемся правильно удержать знамя. Каждый, кто попадает в эту комнату, чувствует необходимость что-то делать, помогать.

Уже по макетам и эскизам можно было представить результат новой и необыкновенной работы, в которой почувствуется время и эпоха.

Весной прошлого года в Москве, в помещении МОСХа, на Беговой улице, в маленькой комнате мы могли познакомиться с рождением этих макетов. Зрители видели композицию из двух «цветков» — локаторов. Один «цветок» меланхолично, медленно вращался, мигая вспышками, другой двигался с большей экспрессией. Тонкие стальные лучи, чуть подсвеченные снизу, казалось, начинали эластично извиваться и, вдруг ускорив движение, отбрасывали от своих невидимых нитей вспыхивающие брызги-лампочки. Важно вращалась сложная, рассчитанная по математическим формулам спираль, заключающая в себе еще одну спираль. Ее прозрачные пластинки растворялись на белом экране. Контуры, возникающие на экране от «цветка» и спирали, играющие разными оттенками, сопровождались необычной музыкой. Здесь мы познакомились с цветомузыкой, запрограммированным движением кинетических фигур, любопытным и новым явлением в искусстве — кинетизмом.

Каковы же эстетические идеалы этой группы и что такое кинетизм?

Это одно из направлений, возникших из стремления создать новые средства художественного выражения, глубже раскрыть содержание нашего времени и человека. Различные виды искусства, возникающие из одного источника — человек и окружающий мир,— претерпевая бесконечные эволюции, стремятся к объединению, ибо в этом единстве они дополняют и углубляют друг друга.

Через всю историю изобразительного искусства человечество пронесло мечту о движении. Рука доисторического мастера выводила на стенах пещер, удлиняя и вытягивая, рисунок мчавшегося животного, прочерчивала линией полет птиц.

Проходили столетия, и безумная мечта вырваться в пространство чудилась в досках и холстах иконописцев. Фигуры были ритмически организованы. Рассматривая «Троицу» Рублева, начинаешь ощущать плавное движение по кругу, где центр — чаша. Вспоминаются низвергающиеся тела и вопль цветовых пятен Делакруа. В своей скульптуре Роден заставляет жить каждый мускул либо прошлым, либо будущим движением. Со смелостью безумца смешивает он все разграничения времени.

Все с большей и большей скоростью жил человек на земле и, наконец, вырвался в космос. Художник стал ломать привычные формы, показывая мир, увиденный заново. Стремление к синтезу можно было наблюдать и раньше, но в наше время, когда ученые — физики, физиологи, психологи и люди искусства — ставят все более и более конкретные задачи, оно получило еще большее развитие.

Эти задачи возникают от все более четких ощущений человека, ощущений неудовлетворения одним видом искусства (только живопись, только музыка и т. д.). Во многом эти новые пути осваиваются на ощупь, и о верности и законченности этих поисков еще трудно говорить, но постановка многих проблем интересна и важна для нас.

Над новыми путями современного искусства много и упорно работает молодежный коллектив «Движение», который стремится использовать все возможные виды движения в различных режимах и формах. Так ДВИЖЕНИЕ становится средством художественного выражения. Коллектив «Движение» существует пять лет. В декларации одной из выставок этого коллектива написано: «Среди нас есть и художники, и инженеры, и музыканты, и психологи, и мимы, и архитекторы, и техники. Мы ищем новые средства художественного выражения (естественно, сохраняя и используя старые, так называемые «классические»), новую символику, которые выразили бы глубже мироощущение современного человека, проникшего в тайны микро- и макромира, а практически могли бы быть использованы в художественном решении городских пространств».

В основе деятельности кинетов лежат три основные положения. Первое положение — ДВИЖЕНИЕ, которое для них является самостоятельным средством художественного выражения. Это движение конструкций, движение человеческих тел, их теней, текст, музыка; осуществленные идеи авторов грандиозных спектаклей, посылающих цветомузыку на облака и стремящихся к непрерывному равновесию всех элементов, участвующих в кинетическом представлении.

Второе положение — это СИНТЕЗИРОВАНИЕ абсолютно всех Материалов, эстетических и технических средств, а также всех известных видов искусства (это и средства теле- и кинотехники, оптических эффектов, химических и физических явлений нашего мира — изменение запаха, температуры, движение ветра, газов, жидкостей...).

И, наконец, СИММЕТРИЯ, правильность, как принцип построения произведения искусства, его внутренней структуры, когда все отдельные части и элементы создают внутренне Органичную и стройную структуру единого целого, хотя и состоящего из самых различных составных частей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены