Путь к Раше-Дене

Л Гурвич| опубликовано в номере №888, май 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Казалось бы, что нового можно прибавить сегодня к тому, что мы знаем о Ленине? Каждая строчка, написанная о нем, давно учтена пунктуальными библиографами, работы многочисленных исследователей занесены в справочники, и шифры их разложены по ящичкам библиотечных картотек. Но люди все равно ищут. И находят. Их поиск — это чаще всего долгая, кропотливая работа за письменным столом и в архивах. Их находки — это бесценные документы, восстанавливающие тот или иной эпизод из жизни Владимира Ильича.

Вот уже два года работает над темой «Туристские тропы Ленина» бывший работник ЦК и МК комсомола Л. М. Гурвич. Прочитаны сотни книг, просмотрены груды старых журналов и неизданных записей очевидцев, и вот уже выстраиваются в стройной хронологии факты, события, ложатся на бумагу маршруты туристских походов Ленина, а вместе с этим прорисовываются детали и обстоятельства, упущенные в свое время по причине якобы малой важности.

Всем известно, каким страстным туристом был Ленин. Его необыкновенная трудоспособность во многом зависела от продуманной организации отдыха. Луначарский об этом писал: «Трудоспособен Ленин в огромной степени. Я близок к тому, чтобы признать его прямо неутомимым: если я не могу этого сказать, то потому только, что знаю, что в последнее время нечеловеческие усилия, которые приходится ему делать, все-таки к кошту недели несколько надламывают его силы и заставляют его отдыхать. Но ведь Ленин зато умеет отдыхать. Поэтому из самого короткого отдыха Ленин выходит освеженным и готовым к новой борьбе». Как правило, в туристские походы Ленин всегда увлекал своих знакомых и соратников по борьбе, и поэтому о походах этих сохранилось немало записей и рассказов очевидцев. Уже давно не давал мне покоя рассказ об одном таком походе. Я услышал его от Николая Васильевича Крыленко. Но сначала несколько слов о самом Крыленко.

Первый главнокомандующий армии Советской республики, он вместе с Лениным 9 ноября 1917 года подписал знаменитую радиотелеграмму Советского правительства ко всем солдатам и матросам с призывом взять дело мира в свои руки. Член партии с 1904 года, Крыленко был в составе первого Совнаркома, созданного 7 ноября 1917 года. После заключения Брестского мира его направили на борьбу с контрреволюцией, и в течение двадцати лет Крылевко работал в органах юстиции. Несмотря на большую занятость, сопряженную с многочисленными обязанностями крупного государственного деятеля, Николай Васильевич находил время для занятий спортом. Он был страстным туристом, и хоть было ему тогда уже под пятьдесят, я помню, как вместе с молодежью ходил он но Кавказу и поднимался на Эльбрус, поражая всех своей выносливостью, находчивостью и умением брать любые препятствия. А экспедиции на Памир, где на счету Крыленко более десяти первовосхождений, выдвинули его в число самых опытных и смелых советских альпинистов. Когда в 20-х годах только-только зарождавшееся в стране туристское движение делало первые шаги и мы, комсомольцы, отчаянно пробивали ему дорогу (сейчас это может показаться несколько странным, но у туризма в те годы было много противников), Крыленко одним из первых откликнулся на призыв комсомола и был избран председателем только что созданного Общества пролетарского туризма и экскурсий, сокращенно именовавшегося ОПТЭ.

У меня в памяти сохранилась одна деталь. Народный комиссар юстиции СССР довольно долгое время всем видам транспорта предпочитал велосипед. Чтобы из Вспольного переулка, где он жил, попасть в район бывшего Китай-города, где в то время находился наркомат, надо было проехать километра четыре шумными московскими улицами. В начале 30-х годов в Москве еще не исчезли извозчики, в центре продолжали звенеть и греметь трамваи, но уже появились автобусы, строилось метро, и потоки пешеходов изумляли приезжих. Крыленко, пробиравшегося на своей юркой машине по тесным улочкам Китай-города, нередко останавливал милиционер, предлагая в целях безопасности вести велосипед в руках.

— Почему бы вам не ездить на работу в автомобиле? — не раз спрашивали его товарищи из наркомата. — И быстрей и удобней.

— Быстрее — да. А насчет удобства могу поспорить. К велосипеду пристрастил меня Владимир Ильич. Он, как известно, любил ездить на велосипеде. Вам, между прочим, тоже рекомендую. Очень полезно.

О своих походах вместе с Лениным Николай Васильевич много рассказывал нам, комсомольским активистам. Он ходил с Ильичем в Галиции, брал вершины Высоких Татр, бродил с ним в горной Швейцарии, а после Октября, в первые годы Советской власти, не раз бывал спутником Владимира Ильича в подмосковных прогулках и на охоте.

«Он всегда ладил уйти на прогулку», — вспоминала Крупская. А сам Ильич часто поругивал товарищей за неумение беречь свои силы:

— Ваша работа будет гораздо продуктивней, если вы час-два побродите по лесу, чем если будете сидеть в душной комнате, беспощадно тереть лоб и глушить папиросу за папиросой.

Крыленко рассказывал, как, живя в Швейцарии, Ленин никогда не упускал возможности выкроить день-другой и уйти в горы. Вечные снега, голубые озера, шумные водопады — Ленин любил природу Швейцарии, и, когда приезжали к нему товарищи из России, непременно тащил их в горы любоваться их диковатой красотой.

Ленин не любил ходить один — сказывался общительный характер, — а в коллективном походе особенно четко проявлялась необыкновенная ленинская человечность.

— Ленин обладал самым ценным для туриста качеством, — рассказывал Крыленко, — был в любой обстановке преданнейшим товарищем.

Владимир Ильич обязательно требовал и добивался равенства в несении тягот походной жизни, никому не разрешал за собой ухаживать и опекать себя. В походе, как и во всем, Ленин был образцом организованности и аккуратности. Рюкзак его всегда был уложен заранее, еще с вечера, он первым приходил к месту сбора, а потом еще, случалось, заходил за проспавшими товарищами — бывали и такие — и незло их журил.

Великолепная физическая натренированность, умение много и долго ходить всегда выручали Ленина — ему не раз приходилось подбадривать своих спутников, менее приспособленных к переходам и восхождениям. Трудно представить себе более веселого и жизнерадостного спутника в походе, чем бывал Владимир Ильич. Заразительный смех и песни, умение незло подшутить над промахом товарища, способность отключиться от всего делового и полностью отдаться отдыху, бившая ключом радость от общения с природой, простота и задушевность делали Ильича душой компании.

И вот я снова возвращаюсь к тому, с чего я начал свой рассказ. В моей памяти сохранилось описание одного такого похода. Я помню, Крыленко рассказывал, как он, Ленин и еще группа товарищей в 1914 году совершили восхождение на вершину Раше-Дене в Швейцарии. Но когда я попытался включить рассказ об этом эпизоде в одну из своих статей, редактор журнала совершенно резонно возразил:

— Это очень интересно, но, когда речь идет о Ленине, все должно быть абсолютно достоверным. А чем вы сможете подтвердить этот эпизод, кроме собственной памяти?

Эпизод вычеркнули. Правильно, конечно. И в то же время было обидно. Ведь рассказывал же Крыленко, я хорошо помню!

Как же найти подтверждение? И где? Архивов Крыленко не сохранилось. Они погибли. Кажется, в выступлениях на туристских собраниях Крыленко иногда рассказывал о туристском отдыхе Владимира Ильича. Может, что-нибудь сохранилось в архивах ОПТЭ? Но Общество пролетарского туризма и экскурсий было ликвидировано еще в 1936 году, и часть его функций передана созданному тогда туристско-экскурсионному управлению при ВЦСПС. Нет ли там каких-либо данных? Иду в ВЦСПС Ничего утешительного: в 1941 году осенью, при приближении немцев к Москве, весь архив этого управления был уничтожен.

Расспрашиваю своих старых товарищей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены