Последнее письмо Вихрь-Атамана

Л Тинаева| опубликовано в номере №846, август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всякий, кто бывал в Ленинградском Эрмитаже, наверняка обратил внимание на портрет атамана Платова работы английского художника Джорджа Доу.

Открытое, простое, чисто русское лицо, дерзкий взгляд. Человек большой воли, незаурядного ума, необыкновенного бесстрашия... Художнику удалось очень верно передать характер знаменитого героя.

«Истребителем французского разбойничьего войска» назвал М. И. Кутузов Платова. И эти слова великого полководца были лучшей наградой атаману и предводимому им Донскому войску за их подвиг в освобождении России и Европы от наполеоновского нашествия.

Знаменитый герой войны 1812 года умер 3 января 1818 года. Последние годы жизни его беспокоили старые раны, но все-таки он много времени уделял общественным заботам, благоустройству родного края. По его инициативе в Новочеркасске были построены гимназии, библиотеки.

Платов, по натуре человек очень деятельный и живой, не любил тратить время на всякого рода переписку. Как сам он признавался, ему легче было выиграть два сражения, нежели сесть за «канцелярщину», от которой у него «вертеп в голове». Зная эту черту Платова. я была приятно удивлена, обнаружив недавно в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА СССР) в фонде генерала Сипягина, участника Отечественной войны, письмо Платова, датированное 20 августа 1817 года. Это одно из последних писем прославленного В. А. Жуковским в его «Бородинской годовщине» вихрь-атамана. В нем он высказывает свои мысли относительно описания войны 1812 года, данного в «Военном журнале», высоко оценивает патриотизм русского народа.

Подвиг, о котором упоминается в письме, был совершен рядовым лейб-гвардии казачьего полка Афанасием Ефимовым. В сражении под Лейпцигом 4 октября 1813 года русский воин надел форму своего генерала, чтобы отвлечь на себя огонь неприятеля и дать возможность командиру записать схему расположения войск противника. Казак шел почти на верную смерть. Он был тяжело ранен, но, как бывает с людьми, сильными духом, выжил.

Вот что пишет об этом Платов: «Подвиг казака Ефимова... живо и прекрасно изображен; он представляет характер и дух народный, неустрашимый в боях... Без хвастовства скажу... что подобными чествованиями богат по милости творчей край наш; и прошедшая война с французами открыла тому опыты, гораздо разительнее еще сего...»

Армия Наполеона была встревожена действиями казаков при Кареличах, Мире, Романове. Они устраивали противнику засады в самых неожиданных местах и наносили решительные удары. Тактика казаков настолько расстроила корпус брата Наполеона Иеронима Вестфальского, что рассерженный император отстранил его от командования.

Сразу же после Бородинского сражения Платов обратился к казакам и поднял их в поход против захватчиков, в очень короткий срок без приказа сверху к Москве выступило 26 казачьих полков. Очевидцы вспоминают, что Кутузов, увидев пополнение, со слезами обнял Платова.

Когда началось отступление «великой армии», Платову было поручено следить за движением неприятеля. Образцово выполняя эту задачу, он не упускал случая нанести как можно больше вреда интервентам. Казаки вселили в неприятеля такой страх, что одна весть об их появлении заставляла наполеоновские отряды поспешно сниматься с биваков и продолжать отступление. Наполеон писал тогда: «Все наши колонны окружены казаками; подобно аравитянам в пустынях, они охватывали обозы...».

Оксфордский университет поднес Платову драгоценную саблю в золотой оправе, украшенную гербом Великобритании и вензелем русского героя. В королевском дворце портрет атамана, написанный одним из лучших художников, занял самое почетное место. Даже боевой конь Платова был увековечен лучшим живописцем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены