Встреча с Лениным

Мария Каспрович| опубликовано в номере №862, апрель 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Автор воспоминаний Мария Каспрович — жена выдающегося польского поэта Яна Каспровича. Живя летом в Поронине, Мария Каспрович часто встречала В. И. Ленина, проводившего там вместе с семьей лето 1913 и 1914 годов.

Вскоре после начала первой мировой войны, 26 июля (8 августа) 1914 г., Ленин по ложному доносу был арестован австрийскими властями и заключен в тюрьму в Новом Тарге. В его защиту выступили польские социал-демократы Багоцкий и Ганецкий, старый народоволец Длуский, известные польские писатели Ян Каспрович, Владислав Оркан. Н. К Крупская обратилась за помощью к депутатам австрийского парламента Виктору Адлеру и Герману Диаманду, знавшим Ленина как члена Международного социалистического бюро — исполнительного органа II Интернационала. Их нажим на австрийские власти подействовал: 6 (19) августа Ленина выпустили из тюрьмы.

Публикуемый здесь отрывок из воспоминаний Марии Каспрович посвящен тем тревожным дням.

Носил он светлую куртку, серые брюки, такого же цвета фуражку. Лицо выразительное — одно из тех, что запоминаются навсегда. Его часто навещали друзья, такие же эмигранты, как и он. Это были русские революционеры, которые жили в этой маленькой деревеньке, вдалеке от родины. Начальник почтового отделения в Поронине говорил о них как о людях известных и уважаемых, поскольку они получали со всего света много телеграмм и писем.

В августе 1914 года вспыхнула мировая война. И вот уж несколько дней, как я не вижу моего симпатичного незнакомца, частенько проезжавшего на велосипеде мимо нашего дома. Вскоре мы узнали, что он арестован австрийской жандармерией и содержится в тюрьме в Новом Тарге.

Тогда мы убедились, сколь ценим и известен был этот человек в кругах прогрессивной интеллигенции, как много у него друзей среди польских общественных деятелей.

Друзья русского эмигранта обратились к моему мужу, известному поэту Яну Каспровичу, с просьбой помочь освободить его из тюрьмы. Каспрович без колебания выехал на следующий день в Новый Тарг. Русский пришел вскоре к мужу поблагодарить за заступничество. Теперь я его увидела вблизи: лицо необыкновенное— волевое, полное огня; глаза, быстрые, проницательные; во всей его фигуре, в каждом движении видны сосредоточенность и сила. Он просто и сердечно приветствовал меня и спросил, можно ли видеть моего мужа.

Я не присутствовала при их разговоре: не хотела мешать. Но когда Каспрович проводил своего гостя и, довольный, вошел в мою комнату, я была не в силах сдержать любопытство:

— Кто это? Как он тебе понравился? О чем вы говорили?

— Его зовут Владимир Ленин! Это умный и очень симпатичный человек...

Каспрович, улыбаясь, смотрел на меня.

— Ты, конечно, гордишься своим земляком? Я получил большое удовольствие от разговора с ним,— продолжал он.— Ленин решил отсюда уехать, и как можно скорее. Ему нужен заграничный паспорт. В военное время это не так-то легко сделать. Впрочем, посмотрим, может быть, и удастся.

Вскоре Ленин выехал в Швейцарию, где оставался до 1917 года.

О нем мы услышали вновь, когда в России вспыхнула революция. Наш знакомый из Пороняна, скромный русский эмигрант, стал вождем Великой Октябрьской социалистической революции.

Через некоторое время нам довелось возобновить давнишнюю нить дружбы, однако при других, несколько необычных обстоятельствах. Это было в 1920 году.

Моя мать и сестра жили тогда в Петрограде. Я уже давно не имела от них никаких известий и сильно беспокоилась. Неожиданно

мне пришла в голову мысль: надо написать Ленину, попросить его устроить выезд моих родных из России.

Так я и сделала. Затруднений с адресом не было: Москва, Кремль, Ленину. Но как послать письмо? Ведь между нами был фронт. На всякий случай я написала два письма одинакового содержания: одно из них я послала почтой через Румынию, другое отдала польскому ротмистру в надежде, что ему удастся переправить его через линию фронта.

Я не верила, что мои письма дойдут до Ленина. «А если даже дойдут до Москвы,— думала я,— то разве Ленин захочет в такой тяжелый для России момент обратить внимание на мою просьбу? Найдет ли он для этого время?»

И все же мои письма дошли! Я их послала в январе 1920 года, а в апреле этого же года получила ответ от Ленина. Телеграмма дошла до нас через Эстонию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены