Здесь нельзя не быть молодым

Наталья Зеленская| опубликовано в номере №883, март 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

У Северодонецка нет прошлого, у него все в будущем. Его еще не успели нанести на географические карты — так он юн. Средний возраст его жителей — 27 лет. Всмотритесь пристально в лица молодых городов — у каждого из них свой характер и даже свое настроение. Ощущаешь это с первых же мелочей, с которыми сталкиваешься на улицах.

В витрине «Горсправки» ряд объявлений: «Меняем квартиру в Москве на Северодонецк», «Харьков — на Северодонецк», «Челябинск — на Северодонецк»... Люди, дающие объявления, наверняка химики.

Книжный магазин. Здесь нет отбоя от покупателей, требующих литературу по химии, по технике и автоматике химического производства...

Говорить о Северодонецке — значит говорить о химии — той «живой воде», которой он обязан своим появлением и сказочно быстрым ростом, точнее — об одном из ее промышленных гигантов, Лисичанском комбинате.

…Город спешит. Три раза в сутки, в один и тот же час, его улицы становятся похожими на реки. Люди заполняют всю их ширину; пешком, в автобусах, на мотоциклах и велосипедах движутся они в одну сторону — к лисичанскому химическому комбинату. Уже освобождаются от строительных лесов и начинают работать другие предприятия, впрочем, тоже связанные с химией, но сердце Северодонецка, к которому сходятся все его артерии, — комбинат. Это целый город, среди огромных сооружений, здании и магистралей которого не мудрено заблудиться. Комбинат включает в себя пять заводов. Чтобы познакомиться с ними, не хватит, пожалуй, целой недели.

На одном из них изготовляют аммиачную селитру. В просторных залах в замысловатом сплетении труб мерно гудят, подрагивая, машины. Вы минуете таинственное царство железных великанов, подниметесь по лестнице и попадете в большой зал, посреди которого спокойно помигивает лампочками щит управления. Это мозг цеха. Нервами проводов он связан с аппаратами. «Нервы» несут к «мозгу» сигналы об «ощущениях» — параметрах работы механизмов, эти же «нервы» передают обратно команды, регулирующие течение химических процессов.

А вот и командир этой техники — старший аппаратчик Нина Плотникова. Нина обслуживала раньше насосы. Теперь даже прежнего ее рабочего места не существует: все оснащено автоматикой. Она стоит у пульта, записывает в журнал показания приборов, нажимает рычажки. Десятки механических глаз наблюдают за работой машин.

Нина Плотникова работает в смене Владимира Коваленко.

Вся смена Владимира Коваленко поддержала почин своих земляков, решивших выполнять сменное задание на час раньше срока. Они использовали найденные резервы времени, и к концу года из ворот комбината вышел сверхплановый эшелон, груженный белыми, как иней, химикалиями. Их селитра была признана по качеству лучшей в Союзе.

Северодонецк — город больших заводов, но он чистый и светлый и чем-то напоминает подтянутого, аккуратного человека. Простые, очень несложной архитектуры дома создают акварельную гамму города. Серо-голубые с белым цоколем и карнизом, темно-кремовые, цвета морской воды, слоновой кости, они не похожи друг на друга, хотя собраны из одинаковых блоков. Уже давно поговаривали строители, что, кроме главного архитектора, в городе должен быть еще и главный художник. В Северодонецке такой официальной должности не существует. Но Петр Филиппович Новиков, бывший начальник треста «Луганскхимстрой», ныне заместитель министра строительства УССР, он же член Академии художеств УССР, великолепно с нею справлялся. Его живому уму, кипучей энергии, юношескому умению фантазировать может позавидовать любой двадцатилетний. В этом городе просто невозможно не быть молодым, даже если тебе под пятьдесят.

Вот она, ожившая фантазия архитектора и художника — радостные, нарядные кварталы будущего города. В композицию их вписаны большие сиверы, цветники, клумбы. И сколько здесь деревьев! На каждого жителя приходится около сорока шести квадратных метров зеленых насаждений... Правда, точную цифру назвать почти невозможно: здесь постоянно высаживают цветы, разбивают газоны вокруг поднимающихся зданий.

И еще одно число приходится постоянно исправлять — количество спортсменов. Северодонецк может гордиться своими спортивными сооружениями. Стадион, закрытые теннисные корты, зимний плавательный бассейн никогда не пустуют. Здешняя комсомолия решила добиться, чтобы каждый житель занимался физкультурой и спортом. И цель близка.

А каким он будет, город завтрашнего дня? Главный архитектор города Николай Волга приглашает войти в один такой «будущий» дом. Цветные стены комнат отсвечивают пластмассовой облицовкой. Узорчатый глянец полов из стеклопластика. Ни одной металлической трубы, ни одного радиатора. Нечему ржаветь, ниоткуда не слезет краска. Отопительные устройства, оконные блоки, дверные ручки из пластиков. Все сделано навечно. А какая тут мебель! Легкая, прочная, изящная и дешевая. Она тоже из синтетических материалов.

Вы думаете, это только экскурс в область фантазии? В далекое будущее?.. Нет. Завод стеклопластиков уже строится вблизи города. Первым в стране он начнет выдавать массовую продукцию. Уже работает экспериментальный цех. Его узнаешь издали по светящемуся павильону на автобусной остановке, собранному из разноцветных полупрозрачных листов. Такие листы для облицовки стен, оформления балконов уже изготовляются.

Интересные вещи покажут вам здесь: легчайший шифер, быстроходную моторную лодку, образцы мебели, небьющиеся ванну, умывальную раковину, — и все это сделано из стеклопластика.

Но главную роль стеклопластики должны сыграть все-таки не в быту, а в индустрии, на транспорте. Тут уже делают легкие, прочные, не подверженные коррозии вагонетки и каски для шахтеров, детали для тепловозов.

Северодонецк станет городом поистине универсальной промышленности, без его продукции не обойдется ни одна отрасль народного хозяйства. Вот об этом мечтают здешние молодые химики, строители, ученые.

...Кончается рабочий день, и реки-улицы текут в обратном направлении: мимо строящегося Дворца культуры, приветливого парка, новой гостиницы. Они дробятся на ручейки, бегут к школам, клубам, кинотеатрам, библиотекам, магазинам... Но и здесь труженикам города не разминуться со своими «знакомыми». Химия напоминает о себе повсюду. Прошумит ли шинами мощный грузовик — это северодонецкий капролактам пошел на изготовление нитей для прочнейшего корда, а спирт — на каучук. Загорится экран, побегут кинокадры — это из их уксусной кислоты приготовлена цветная невоспламеняющаяся кинопленка. Легкая ткань в витрине магазина — их ацетатный шелк.

Ко всему причастны руки химика. Развивается промышленность Северодонецка. Раздвигаются границы комбината. Раздвигаются границы города. Города, созданного рунами молодых строителей.

Луганская область.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Эруа

Рассказ