Асы разведки

В Ярошинский| опубликовано в номере №860, март 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Повесть. Продолжение. Начало см. в «Смене» № 5.

Свидание в Париже

18 сентября 1941 года Дюпон прибыл в Париж и остановился в отеле «Европа», отведенном исключительно для чинов вермахта и немецких сановников.

Париж теперь не был Парижем. Всего два года назад здесь жило беззаботное веселье и смех, а теперь люди стали угрюмыми и неразговорчивыми.

Вид города угнетал Дюпона, и вечером того же дня он в весьма мрачном настроении отправился на свидание с Жильбером.

Первый раз Дюпон встречался с Жильбером по поручению Центра в мае 1941 года, за месяц до нападения фашистов на Советский Союз. По имеющимся у Дюпона сведениям, Жильбер руководил разведывательной организацией, действующей против Третьего рейха на территории Германии и оккупированных ею стран Запада.

Боясь разоблачения и разгрома своих людей, Жильбер усилил конспирацию. Отдельные сотрудники — агенты и резиденты, не знающие друг друга, — связывались между собой только в особых случаях по радиоприказу Жильбера или Центра. А разведывательные группы, выполнив свое задание, исчезали, чтобы никогда больше не появиться в этих местах. Контакт отдельных групп с Жильбером и Центром поддерживался 'Исключительно с помощью радио и условных «почтовых ящиков». А когда требовалась личная встреча, связь с руководителями отдельных групп и сотрудниками поддерживал Дюпон, соблюдая строжайшие меры предосторожности.

Группы, действующие на территории Германии, Голландии и Бельгии, подчинялись непосредственно Дюпону. Французскими группами руководил сам Жильбер через своего заместителя, носившего псевдоним Сюше.

Создана была также специальная резервная сеть. Она должна была начать действовать только в том случае, если главная организация Жильбера будет разгромлена немецкой контрразведкой. Существование резервной сети хранилось в полной тайне. И никто, кроме самого Жильбера, не знал даже имени ее шефа. Чтобы иметь возможность контролировать работу групп и отдельных сотрудников, Жильбер организовал их деятельность так, что работа на отдельных участках взаимно перекрывалась и взаимно проверялась...

Когда Дюпон вошел в небольшую виллу, Жильбер уже поджидал его.

— Рад видеть вас, — сказал он. — Я вызвал вас, чтобы проинформировать о новых методах нашей работы. Стало известно, что несколько дней тому назад шеф местного отделения абвера полковник Реллинг получил приказ провести в Париже операцию по ликвидации наших радиостанций, такая же операция будет проведена и в Берлине. Это подтверждает и информация «Зауэра». В связи с этим я получил приказ из Центра перейти на новую систему связи по ключу «С».

Жильбер взял лежащую на столе книгу и протянул ее Дюпону. Это была книжка французского автора конца XIX века под названием «Чудо профессора Тэррамона».

— Вот новый шифр, — сказал Жильбер. — Техника шифрования остается без изменений. Стало быть, шифруя тексты, следует на первом месте группы цифр давать номер страницы в обратном порядке, добавляя к нему, число 65 на четной странице и число 83 на нечетной. Потом, как обычно, обозначая каждое предложение, последовательно отсчитывать порядок слов в тексте, а также строку не сверху вниз, а наоборот, снизу вверх. Существует несколько изданий этого романа, причем тираж издания 1910 года, то есть того, которым мы будем пользоваться, наименьший. Порядок слов и строк не совпадает ни с одним из других изданий. Если немцы и нападут случайно на след нашего ключа, разгадать загадку нашего шифра все равно будет нелегко.

— Изменяем ли мы волну, позывные сигналы и время передач? — спросил Дюпон.

— Конечно, — сказал Жильбер. — Все подробности, связанные с этим делом, найдете в этом календаре.

Он вынул из кармана обыкновенный маленький календарь и открыл его на пятой странице в том месте, где начинается май.

— Длину волны, — пояснил он, — будем менять каждые три недели, считая от часа восхода солнца. Мы можем себе это позволить, поскольку наши аппараты имеют широкую шкалу диапазонов. К каждому часу восхода солнца, каждого третьего понедельника, считая от дня первого мая, следует прибавлять 12. Это число определяет длину волны. Одновременно от часа захода в течение недели таким же порядком следует последовательно отнимать числа 6, 4, 2 и прибавлять 3. Полученная цифра будет означать время радиопередач, обязательных для станций бельгийских, голландских и берлинских групп. Связь со мной будете устанавливать ежедневно в 4.30 утра на волне 13,30 метра, шифруя радиограммы тем же самым ключом.

— Это все?

— Нет. Остались еще кое-какие дела... Хотите немного вина?

Жильбер поднялся с кресла, подошел к буфету, стоящему в глубине комнаты, и вернулся с бутылкой вина и бокалами в руках. Откупорил бутылку и разлил рубиновую жидкость.

— Настоящее бургундское — сказал он, улыбаясь. — Теперь с этим все труднее. Немцы веселятся, как гунны, и вывозят все, что можно. — За успех нашей работы и быстрый разгром гитлеризма, — сказал он, поднимая бокал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены