Рассказы

Артур Кларк| опубликовано в номере №844, июль 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

И только когда утомительное перечисление качеств «Лучшей в мире КАШИ-ФЕКС для больших и маленьких» сменилось не менее утомительным боксерским матчем между двумя мускулистыми молодцами, заключившими, надо полагать, пакт о ненападении, – только тогда спала волшебная пелена, и Ганс вернулся в реальный мир. Мюллер был из породы людей, которые до старости любят волшебные сказки, а ведь это была современная волшебная сказка и с такими приключениями, о которых братья Гримм и не мечтали. И Ганс не продал свой телевизор.

Прошло несколько недель, прежде чем исчезло наивное и безоговорочное восхищение. Первое, что начало возмущать Ганса, – это декорации и реквизит мира будущего. Он был, как мы уже говорили, человеком с фантазией, с выдумкой, и отказывался верить, что через сотни лет люди будут жить так, как это представляли авторы рекламы «Лучшей в мире КАШИ-ФЕКС».

Ганс очень мало думал об оружии, которым пользовались капитан Зепп и его противники. И, конечно, не претендовал на понимание принципа, который был положен в основу портативного протонного излучателя, но поскольку этот аппарат действовал, хотя бы на экране, то почему он был таким нескладным и неуклюжим? Одежда космонавтов и внутреннее устройство межпланетных кораблей – все это выглядело неубедительно. Откуда Ганс знал это? Он был из тех, кто хорошо понимает душу вещей, даже необычайно новых для него.

Мы уже говорили, что Ганс был простой человек, но достаточно практичный. Он слыхал, что на телевидении платят деньги и не маленькие. И вот он сел и начал рисовать.

Даже если бы оформитель телепередач о капитане Зеппе был родным братом режиссера-постановщика, то и тогда идеи Ганса Мюллера не остались бы без внимания. Они были правдивыми, очень реальными, и это делало их совершенно незаурядными. В них не было тех смешных нелепостей, которые уже начинали раздражать даже самых ярых приверженцев капитана Зеппа. Ганса немедленно привлекли к работе.

Но он поставил свои условия. То, что он делал, – это была склонность характера, любовь к искусству, и плевать ему было, что за это платили больше, чем за любую работу в прошлом. Он категорически отказался от помощников и продолжал работать в своей маленькой мастерской. Задача Ганса была придумать, а массовое производство его уже не касалось – «этим пусть занимаются фабрики».

Такие условия устраивали и Мюллера и заказчиков с телевидения. За какие-нибудь полгода капитан Зепп преобразился и победоносно шествовал по космическим просторам, начисто затмив своих телевизионных соперников. Для телезрителей это была уже не выдумка о будущем, а само будущее, такое, которое ни у кого не вызывало сомнений. Даже актеров вдохновило новое оформление. Ведь до этого они вели себя, как люди, попавшие не в будущее, а скорее в забытое прошлое.

Но Ганс не задумывался об этом. Он самозабвенно трудился, не встречаясь ни с кем, кроме постановщика. Связь с миром он поддерживал только по телевизору, строго следя, чтобы не извращались его идеи. Единственным символом его связи с коммерческим телевидением служил ящик с КАШЕЯ-ФЕКС, который стоял в углу мастерской.

Однажды поздно вечером в воскресенье Ганс любовно доделывал шлем скафандра космонавта, как вдруг почувствовал, что он в мастерской не один. Ганс медленно отодвинулся от верстана и посмотрел на дверь. «Она была заперта. Кому это удалось открыть ее так бесшумно?»

У двери стояли двое мужчин. Ганс явственно ощутил, как сердце его заскользило вниз, поближе к пяткам, и собрал всю храбрость для достойной встречи незваных гостей. Мысли мелькали в голове, как кадры на разладившемся телеэкране. Сначала радостная: «А денег-то у меня в кармане кот наплакал!» – и тут же вслед за ней испуганная: «Ведь это их Может здорово разозлить... Что тогда?..»

– КТо вы? – спросил Ганс– Что вам здесь нужно?

Один из мужчин подошел к нему, другой остался у двери. На них были одинаковые плащи и низко надвинутые шляпы, так что нельзя было разглядеть их лиц. Но все же они были слишком хорошо одеты для обычных жуликов.

– Нет надобности волноваться! – сказал тот, что подошел к нему, легко читая его мысли, – Мы не жулики и явились к вам совершенно официально. Мы служба секретности.

– Я не понимаю, – сказал Ганс.

Второй открыл портфель, который был у него под плащом, и достал оттуда пачку фотографий. Он перебирал их, пока не нашел нужные.

– Вы нам задали хорошенькую головоломку, мистер Мюллер, – сказал первый. – Нам понадобились целых две недели на розыски. Ваши хозяева очень старательно прятали вас, очевидно, от конкурентов. Но все же мы здесь, и я бы хотел, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

– Я не шпион! – сердито сказал Ганс, когда до него дошел смысл сказанного. – Вы не имеете права. Я лояльный американский гражданин.

Не обращая внимания на это возражение, ему протянули фотографию.

– Вы узнаете?

– Да. Это внутреннее устройство космического корабля капитана Зеппа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены