Футболу нужна школа

Константин Бесков| опубликовано в номере №878, декабрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Современный футбол предъявляет повышенные, очень жесткие требования к игрокам, техническое и тактическое мастерство которых должно иметь под собой обширный и прочный фундамент. Это прежде всего отличные физические данные (сила, ловкость, быстрота бега и т. п.). Немалое значение имеют н волевые качества – характер игрока. Я имею в виду прежде всего тех футболистов, которые принимают участие в крупных международных соревнованиях. Главным козырем сборной Бразилии, дважды завоевавшей титул чемпиона мира, было лучшее, чем у остальных команд, сочетание всех этих качеств.

Подготовка любой футбольной команды требует очень разностороннего, индивидуального подхода к каждому игроку, к отдельным линиям и звеньям команды. Тренерам нельзя ни на минуту упускать из виду ни один из компонентов, входящих в состав учебно-тренировочного процесса.

Но будь даже этот тренер семи пядей во лбу, он все равно ничего не сможет сделать с игроком, у которого нет природных качеств, или, скажем точнее, футбольного призвания. В лучшем случае такой игрок добьется звания мастера спорта, и журналисты долго будут писать о нем как о «подающем надежды». Но с каждым годом надежд будет все меньше и меньше, и скоро все о них забудут, а если и вспомнят, то разве только для того, чтобы упрекнуть тренера, «так и не сумевшего раскрыть талант», и т. д. и т. п. А тренер-то и не виноват. Даже наоборот, он проявил все своя способности, ухлопал массу сил и знаний и превратил бездарность в посредственность. Если и стоит критиковать тренера, то только за то, что он проявил мягкотелость, а может быть, и чрезмерную гуманность, не рискнув сказать горькую правду своему ученику.

В этой связи я хочу остановиться на одном из матчей прошедшего первенства, чтобы подкрепить фактами свою мысль. Речь пойдет об игре второго круга между командами «Локомотив» и СКА (Ростов). Армейцы, играя на чужом поле, буквально разгромили железнодорожников. Честное слово, я бы заснял эту игру на кинопленку н демонстрировал в качестве учебного фильма всем футболистам. Умелая тактика, хорошая техника – вот что принесло успех ростовчанам. А ведь железнодорожники старались не меньше, но это были элементарные действия, лишенные всякой мысли. Игроки обеих команд занимаются футболом одинаковое количество лет, тренеры у них высокого класса, но.» У футболистов одной команды было мастерство– результат их природных способностей, их таланта, а у других не было, и даже Борис Андреевич Аркадьев тут бессилен.

Призвание так же необходимо футболисту, как музыканту, художнику, артисту. Есть музыканты для себя, для друзей и знакомых, и есть Святослав Рихтер и Ван Клиберн, покоряющие своим мастерством тысячи и тысячи людей. Давайте поставим точки над «и». Есть футбол, которым занимаются миллионы, но смотрят лишь десятки людей. В другой футбол играют десятки игроков экстра-класса, но смотрят их миллионы.

Исключают ли эти два футбола друг друга? Мешают ли один другому? Ни в коем случае! Один без другого просто не мог бы существовать, потерял бы всякий смысл. Массовый футбол – это эликсир здоровья, ИСТОЧНИК УДОВОЛЬСТВИЯ; Вместе с тем он непрестанно отдает большому футболу самых лучших своих воспитанников, учится у него, подражает ему.

Но полагаться только на стихийную отдачу массового футбола нам никак нельзя. Настало время готовить футболистов так же серьезно и кропотливо, как готовят артистов балета в училище Большого театра.

Сейчас трудно найти команду, состоящую из одиннадцати высококлассных мастеров. «А сборная Бразилии?» – спросите вы. Но на то она и сборная, а во-вторых, у бразильцев, как говорится, все в прошлом. Сейчас они сами озабочены поисками игроков для первенства мира 1966 года.

На футбольные школы молодежи должно быть обращено все наше внимание. В них должны работать самые лучшие тренеры, которых нужно отбирать по совокупности педагогических способностей, так же, как это делается на конкурсах в высших учебных заведениях.

Эти мысли навеяны прошедшими недавно матчами со сборной Италии. Нам нужны таланты, нам нужны футболисты экстра-класса, нам, как воздух, необходима здоровая, чисто спортивная конкуренция претендентов в сборную. Имея по два-три равноценных игрока на каждое место, мы будем застрахованы от любых случайностей, сможем играть в разных стилях, так как каждый мастер – это яркая индивидуальность, приносящая в команду нечто свое, только ему присущее.

Что же показали матчи в Москве и Риме? Сборная Италии и по своему составу и по результатам является одной из сильнейших в мире. Наша победа свидетельствует прежде всего о том, что мы располагаем отрядом (пока еще небольшим) футболистов международного класса, способных играть на равных с любым противником. Но нам как минимум нужно увеличить этот отряд вдвое-втрое. Тогда сама собой отпадет проблема замены игроков в таких напряженных, сжатых во времени турнирах, как финал первенства мира.

Конечно, это еще не значит, что у нашей нынешней сборной нет недочетов, особенно в технике. В какой-то мере дает о себе знать и волнение молодых игроков. Мы должны чаще выступать в международных турнирах, а не ограничиваться только Кубком .Европы и первенством мира. В таких соревнованиях, как Кубок европейских чемпионов н Кубок обладателей кубков, наши футболисты смогут набраться недостающего им опыта и научатся снимать нервное перенапряжение. Одних товарищеских международных матчей нам явно недостаточно.

Сборная СССР находится сейчас в стадии формирования И становления. В команду привлекаются новые способные футболисты, хорошо зарекомендовавшие себя в играх на первенство СССР.

Игра сборной самым непосредственным образом связана с качеством внутренних соревнований (чемпионат и розыгрыш Кубка). Прошедший сезон был очень и очень трудным, прежде всего из-за перегруженности календаря.

И все же, несмотря на трудности и изъяны, сезон 1963 года – бесспорный шаг вперед нашего футбола, даже по сравнению с 1962 годом. Выросло, окрепло тактическое мышление наших футболистов и тренеров, мы увидели новое и, надо сказать, очень приятное лицо многих команд: «Динамо» (Минск), СКА, «Нефтяника», «Зенита». Их общая характерная черта – продуманная, тактически зрелая игра нападения, где каждый игрок хорошо знает свое место, свой маневр в общих усилиях команды.

На другом полюсе находятся коллективы, полагавшиеся прежде всего на крепость своей обороны, а в атаке бравшие себе в помощники капризного и переменчивого союзника – случай. Наиболее характерен в этом отношении донецкий «Шахтер». Двукратный обладатель Кубка СССР, нынешний финалист в чемпионате ничем себя не проявил. А ведь игроки те же! Видимо, тактика команды такова, что не дает возможности успешно выступать в восьмимесячном турнире, где с каждым противником нужно встречаться дважды.

Удивили и огорчили всех динамовцы Тбилиси. Казалось бы, на их стороне все: стабильный состав, отличная линия нападения, спортивная зрелость всех игроков, высокое мастерство, опыт... Котрикадзе, Хурцилава, Чохели, Яманид-зе, Баркая, Метревели, Месхи – ведь все они в прошлом и настоящем игроки наших сборных команд. Будем надеяться, что все это спад перед новым подъемом.

Зато другая закавказская команда, «Нефтяник», по-настоящему обрадовала. Бакинцы смогли выступить так успешно прежде всего за счет резко возросшего тактического и технического мастерства. Отдельные игры «Нефтяника» находятся в одном ряду с лучшими матчами клубных команд международного футбола. Между прочим, в «Нефтянике» играют местные молодые игроки. Многие из них – воспитанники бакинской футбольной, школы молодежи, уже открывшей добрый десяток истинных талантов.

Несколько слов о сенсации чемпионата – динамовцах Минска. В этой команде игра, особенно линии нападения, отличается необычайно высоким темпом, неиссякаемой энергией, хорошим спортивным задором. Футболисты здесь идеально подходят друг к другу, а центровая пара (М. Мустыгин – Э. Малофеев) имеет все шансы войти в историю нашего футбола.

Ну, а теперь о чемпионе и серебряном призере. О победителях принято говорить только хорошее, и если я несколько отступлю от этого правила, то только потому, что в самом ближайшем будущем эти команды видятся мне на более высокой ступени мастерства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены