Во второй половине 1920-х годов врачи обнаружили у Петрова-Водкина туберкулез. Художник изо всех сил старался избавиться от тяжкого недуга, ездил лечиться в Крым, на Кавказ, но все оказалось бесполезно, процесс постепенно принимал угрожающие формы. Но самое страшное - врачи запретили заниматься живописью, так как больным легким противопоказаны пары масляных красок. И тогда художник вспомнил о другом своем увлечении - о давней любви к литературе. Он пишет замечательную автобиографическую трилогию «Хвалынск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия» и сам ее иллюстрирует - карандашами. В этой книге - воспоминания о детских и юношеских годах, впечатления о зарубежных поездках, интереснейшие сведения о художественной жизни России начала ХХ века.
Но болезнь все-таки не отпустила, и 15 февраля 1939 года Кузьмы Петрова-Водкина не стало.
А его «Красный конь» по-прежнему «скакал» в Швеции. И только после Второй мировой войны начались переговоры о возвращении этой и других картин Петрова-Водкина на Родину. Директор музея в Мальме очень не хотел расставаться с русскими картинами и предложил вдове Петрова-Водкина за полотна мужа крупную сумму, но Мария Федоровна отказалась. Для нее было очень важно вернуть их в Россию, и они вернулись в 1950 году, прожив на чужбине 36 лет!
Позже Мария Федоровна продала полотна мужа ленинградской собирательнице К.К. Басевич, которая в 1961 году подарила их Третьяковской галерее.
Так благополучно закончилась история Красного коня.
И теперь каждый, придя в Третьяковскую галерею, может увидеть эту удивительную картину и пережить эмоции, подобные тем, что когда-то захлестнули поэта Рюрика Ивнева:
Зрачки расширились, стою в святом волнении
И слышу запах волн, поющих о весне,
И слышу шепот душ, измученных в гореньях
И юноша, твой плач, на огненном коне…
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
Пабло Пикассо. Картина «Герника»
Картина «Пир в доме Левия»
«Портрет Лидии Делекторской»
Легенда о том, как одесситы обманули экспертов Лувра
Ольга Чехова — актриса, которую никто не знал на родине, но любили и почитали на Западе
Марина Степанищева - «замужем» за самодельными открытками
Фотопутешествие с Юрием Пустовым