Освобожденный талант

  • В закладки
  • Вставить в блог

24 марта 1874 г. родился Гарри Гудини

 

 

Он считал, что большинство фокусов «делают» сами зрители.  Именно они, не умея заметить чего-то важного, не умея обратить внимание на то, что старательно выставляется напоказ, начинают верить в чудеса и приписывать фокусникам небывалые, волшебные способности. Он никогда не говорил, что он маг. Фокусник, король карт, чародей оков – кто угодно, но только не маг. Потому что точно знал, что любой фокус – это месяцы, если не годы, тренировок. Он мог выпутаться из любых наручников и спастись из заколоченного ящика, но умер от простого удара в живот. Гарри Гудини – настоящий волшебник, который умел все.

 

Настоящее имя Гарри Гудини – Эрик Вайс. Он родился в Будапеште, в семье раввина. Но жил Эрик в Европе только до 4 лет, после этого семья перебралась в Америку, в городок Милуоки.

Юный Эрик совершенно не стремился пойти по стопам отца. Однажды попав на представление фокусника, он уже не смог отказаться от этого волшебного мира, настолько увлекла его магия. Он начал постоянно тренироваться, изобретал что-то свое  и показывал свои «наработки» таким же, как он, мальчишкам.

Когда через городок проезжал передвижной цирк Джека Хефлера, друзья уговорили Гарри показать маэстро свой номер. Номер и вправду был оригинален: подвешенный за ноги Эрик собирал рассыпанные по арене булавки при помощи… бровей и ресниц. Хефлер похвалил мальчика, но работы, как тайно надеялся Вайс, не предложил.

Однако Эрик не унывал: он поступил на работу помощником слесаря, благодаря чему смог изучить «изнутри» всевозможные замки, засовы, их механизмы и ключи к ним. Он сам придумывал отмычки, которыми мог открыть абсолютно любой замок. Позже говорили, что если бы Гарри Гудини не был лучшим в мире фокусником, он стал бы лучшим в мире «медвежатником».

Эрик работал не только над своим умением открывать замки, он совершенствовал собственное тело путем постоянных тренировок. Напрягая и расслабляя мышцы, мог изменять размеры тела в несколько раз, добиваясь тем самым возможности выскользнуть из любого заточения.

Постепенно он стал понимать, что все дальше и дальше уходит от того Эрика Вайса, которым был при рождении, и взял себе новое имя – Гудини, в честь знаменитого французского фокусника Гудина, на которого очень хотел быть похожим. Но, как показала жизнь, значительно превзошел его. 

Фокусники редко бывают на сцене одни – им нужны ассистенты, красивые помощницы, заставляющие публику отвлечься и видеть совсем не то, что происходит на самом деле. Когда Гарри (будем теперь называть его так) было 16 лет, он решил создать собственное шоу и взял в напарники своего брата Тео. Весь 1890 год братья работали над выступлением, главным номером которого была «Метаморфоза».

Состоял фокус вот в чем. Тео связывали руки и запирали в деревянный ящик. Гарри вставал на крышку ящика, после чего вся конструкция на несколько секунд закрывалась занавеской. На счет «три» она падала, и изумленные зрители видели, что братья поменялись местами – теперь Тео стоял на ящике, а связанный Гарри лежал в нем. Этот фокус имел успех, но шоу в целом – нет. Братья едва наскребали денег, чтобы поужинать. Проведя таким образом в выступлениях почти пять лет, Гудини даже собирался бросить все и подал в газету объявление о продаже всего «волшебного скарба» за 20 долларов.

Однако апатия вскоре прошла, и Гудини вспомнил о другом своем умении – слесарничать. И совместил две свои страсти. Фокусы с освобождением из наручников в то время показывали многие, но Гудини привнес свое ноу-хау, которое очень понравилось зрителям: он разрешал заковывать себя в те наручники, что люди приносили с собой, и мог выпутаться из любых.

Еще в 1894 году Гудини пригласил в качестве ассистентки на одно из выступлений молодую танцовщицу Беатрис Райнер. Через две недели знакомства молодые люди поженились и стали выступать как «супруги Гудини». Тео со временем стал гастролировать отдельно и тоже добился немалых успехов. Хотя до брата ему, конечно, было далеко.

Бесс, став женой Гудини, во многом взяла на себя заботы о его жизни, работе и здоровье. У супругов был своеобразный ритуал, который они использовали во время своих ссор:  если Гудини поднимал три раза правую бровь - жена должна была замолчать. Если сердилась жена, то он должен был выйти из дома, обойти его и бросить шляпу в окно комнаты. Если жена шляпу выбрасывала назад, он был обязан сделать еще одну короткую прогулку и повторить все сначала. Он не возвращался в дом до тех пор, пока шляпа не оставалась в комнате.

Кто знает, может, именно этот обычай позволил супругам Гудини прожить в браке более тридцати счастливых лет?

Детей у Гарри и Бесс не было. Ходили слухи, что в юности Гудини часто помогал другому своему брату, Леопольду, который считался одним из первых и передовых рентгенологов Нью-Йорка, выступая порой в качестве «подопытного» в его экспериментах. Возможно, это и сделало великого фокусника бесплодным. Гудини, как и многие другие пары, хотели иметь детей, но понимая, что это невозможно, поступили вполне… магически: придумали себе воображаемого сына, которого назвали Меер Сэмюэл. По мнению супругов Гудини, он должен был стать будущим президентом США.

Благодаря Гудини в английском языке появился новый глагол «гудинайз», означающий умение выпутаться из любой, даже самой безвыходной, ситуации. И действительно, в искусстве «выпутываться» ему не было равных.

Слава Гудини росла все больше. Отправившись в европейское турне, он поступал так: едва прибыв в какой-нибудь город, отправлялся в местный полицейский участок и предлагал стражам порядка заковать его в наручники и посадить в камеру. И не было случая, чтобы Гарри Гудини через несколько минут не оказывался на улице, иногда, для смеха, меняя камерами нескольких других заключенных. На такие представления собиралось огромное число народу. А Гудини просто развлекался таким образом. И, конечно, не переставал совершенствовать свое мастерство.

Чтобы публика не скучала, он все время придумывал для нее новые фокусы. Например, существовал такой трюк, как «Камера для китайской пытки водой». Фокусника вешали вниз головой в камеру, заполняемую водой, откуда он спасался на последних секундах.  Также был фокус под названием «Бидон с молоком»: большой молочный бидон с широкой горловиной заполняли водой доверху. Зрителям предлагалось проверить, нет ли у бидона второго дна. Гудини залезал туда с головой, после чего бидон закрывали на несколько замков и ставили вокруг него ширму. Через несколько секунд мокрый, но живой фокусник вновь представал перед публикой.

Однажды он на глазах огромной толпы прошел сквозь кирпичную стену, в другой раз был сброшен с моста в Темзу, при этом руки его были закованы в наручники, а «для верности» к фокуснику был прикреплен 30-килограммовый шар. Это, однако, не помешало ему всплыть через несколько секунд,  размахивая наручниками.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Дива

2 декабря 1923 года родилась Сесилия София Анна Мария Калогеропулос (Мария Каллас)

Прыжок в пустоту

12 марта 1889 года родился Вацлав Нижинский

Мятежный секс-символ Европы

28 сентября 1934 года родилась Брижит Бардо

в этой рубрике

Дело житейское

14 ноября 1907 родилась Астрид Линдгрен.

Дунинские проселки

4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович Пришвин

Мертвая петля

27 февраля 1887 года родился Пётр Николаевич Нестеров